Окинавская встреча
ВИЗИТ Владимира Путина в качестве лидера России на встрече в верхах группы "восьми" состоялся. В целом, несмотря на ряд существенных проблем, которые остаются перед Россией, этот дебют можно назвать скорее успешным. И дело не только в позитивных оценках в прессе и официальных лиц по поводу российского участия в нынешнем саммите на Окинаве. Результаты встречи в верхах также свидетельствуют, что Москва играет в "восьмерке" абсолютно на равных.
БЕНЕФИС ПУТИНА
Западные журналисты почти хором называли Путина звездой саммита. Восторг японцев, жителей окинавского города Гусикава, президент России вызвал, выйдя на татами и продемонстрировав один из приемов дзюдо. Но это лишь внешняя сторона. По сути же, крайне важно, что Путин выступил с конкретными позициями России по вопросам, которые еще год-два назад Кремль считал третьестепенными, но которые реально относятся к важнейшим на международной арене. Речь идет о всем, что связано с глобализацией и прогрессом развития новых технологий. "Россия не может и не хочет оставаться в стороне от принятия решений, определяющих дальнейшее глобальное развитие", - считает Путин. Этот новый момент в позиции России заметили все. Москва играет на равных, и мало что отличает ее от других более старых членов мирового элитного клуба.
Лучшим подтверждением этого стало предложение немецкой стороны фактически о необходимости ликвидации "семерки" (которая накануне восьмерочного саммита обсуждает узкий круг тем, в основном финансового характера, без России) и проведении в будущем единого саммита группы "восьми" для обсуждения всех без малейшего исключения глобальных проблем. Дипломатический советник бундесканцлера Михаэль Штайнер назвал отдельное заседание без России пережитком периода "семерки". Почти все проблемы, обсуждаемые семью западными странами, пришлось по второму разу рассматривать, но уже с участием восьмой, а потому действительно нелепо выглядит отдельное собрание семи. И на это открыто указывает один из сильнейших членов этой самой "семерки". Так что, возможно, на следующих подобных саммитах обсуждение пойдет исключительно в формате "восьми". По крайней мере тот же Штайнер заявил: "Если "восьмерка" будет продолжать развиваться так же, как все это время, то вскоре так и произойдет". Вряд ли, конечно, это случится на следующем саммите в Генуе. Но вполне возможно, что встреча в верхах 2003 года, которая состоится, по общему пониманию, в Москве, пройдет без отдельного совещания "семи".
Но это вопрос будущего. Сегодня же главы государств и их представители просто говорили о том, что Россия и ее новый президент производят вполне достойное впечатление и ничем не отличаются от остальных, как это было раньше. "Меня крайне впечатлило его знание и то, как он артикулирует свою позицию, - так высказался о Путине канадский премьер Жан Критьен. - Во время дискуссии он производит впечатление". Канцлер ФРГ Герхард Шредер, по словам дипломатов, назвал доклад, с которым Путин выступил перед коллегами по результатам своего визита в КНДР, "блестящим". Помощник Тони Блэра сказал, что британский премьер тоже был "очень впечатлен". Представители Франции считают российского президента "очень сильно ориентированным на поиск консенсуса и действующим как абсолютно равный партнер". Кстати, российско-французская тематика, изначально носившая на саммите скандальный оттенок, получила интересное развитие. Владимир Путин и Жак Ширак все же провели личный разговор, но не формального характера. И во время этой беседы президенты обменялись подарками - книгами. "Я подарил ему книгу про Кремль, - сообщил Путин на итоговой пресс-конференции. - Франция не должна забывать, где находится Кремль. Есть такое место в мире". Вроде бы ничего особенного: подарил книгу. Но одновременно обозначил позицию Москвы в отношении серьезного спада российско-французского диалога, вызванного критикой по поводу войны в Чечне и поведением французских властей в случае с арестом российского парусника "Седов". Вместе с тем Путин надеется на позитивные перемены в российско-французских отношениях, хорошим поводом для чего может стать его визит во Францию 30 октября для проведения саммита РФ-ЕС (Париж сейчас председательствует в Евросоюзе).
Сам Путин к похвалам относится спокойно, хотя нельзя было не заметить, что они ему были весьма приятны. Когда зарубежная журналистка назвала его звездой саммита, он, несколько смущенный, но еще больше довольный, сказал, что надеется не заболеть звездной болезнью.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Самой главной задачей конкретного характера для России на завершившемся саммите было отстоять и укрепить позиции по проблеме противоракетной обороны. Можно сказать, что в целом Путину и всей российской делегации это удалось. Хотя об окончательной победе в споре с американцами, планирующими развернуть запрещенную Национальную систему противоракетной обороны (НПРО), конечно, говорить слишком рано. Но тем не менее фактически все участники сессии "восьмерки" (за исключением, может быть, колеблющегося Блэра и, естественно, Клинтона) больше склонны соглашаться с российской точкой зрения о недопустимости создания НПРО и разрушении Договора по ПРО 1972 г.
В итоговом 30-страничном коммюнике окинавского совещания часть, посвященная этой проблеме, сформулирована так, как звучит официальная российская позиция: "Мы ожидаем скорейшего вступления в силу и выполнения в полном объеме Договора СНВ-2 и заключения как можно скорее Договора СНВ-3, сохраняя и укрепляя Договор по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности и основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений в соответствии с его положениями. Мы приветствуем ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договора СНВ-2 Россией". США вынуждены соглашаться с такой формулировкой. Хотя лазейка для них все же остается: американцы никогда не говорят, что хотят сломать Договор по ПРО; наоборот, они, по их мнению, также выступают за сохранение договора - и именно поэтому проводят с русскими консультации, дабы и изменить его, - а также за его укрепление - считая, что предлагаемые ими изменения укрепят договор. Но эта казуистика шита белыми нитками - в Европе и Азии прекрасно понимают суть проблемы.
Вошло в коммюнике и упоминание о российской инициативе по глобальной системе контроля за распространением ядерного оружия и ракетных технологий, которая является частью альтернативы планам США по развертыванию НПРО. "В этой связи мы твердо поддерживаем важную работу в режиме контроля за распространением ракетных технологий и рассмотрим предложения по созданию глобальной Системы контроля. Мы будем действовать в пользу повышения уровня международного содействия российской программе и уничтожения химического оружия".
Конечно, при розыгрыше темы ПРО у Путина был сильный козырь - итоги его визита в Пхеньян. Во многом появлению такого козыря способствовали и изменения в позиции северокорейского руководства. Напомним, что после переговоров с Владимиром Путиным руководитель КНДР Ким Чен Ир впервые заявил, что Пхеньян готов прекратить свою ракетную программу и в освоении космоса перейти на использование исключительно зарубежной ракетной техники, если международное сообщество предоставит ракеты для запуска одного-двух спутников в год, причем уже на Окинаве россияне уточнили: корейцы ведут речь о запусках не с территории КНДР, а с космодромов других стран, тех, которые, возможно, будут предоставлять ракеты-носители.
Подробный рассказ Путина о результатах переговоров в Пхеньяне произвел на саммите эффект взорвавшейся бомбы. Именно к этой части выступления относятся те лестные оценки со стороны глав "восьмерки", о которых сказано выше. Даже Билл Клинтон вынужден был признать, что не все так просто и что в принципе поездка российского президента в КНДР может изменить и американский подход к идее создания НПРО (ведь, как известно, основная мотивация при создании НПРО - утверждение о существующей якобы угрозе ядерного нападения на Америку со стороны Северной Кореи). Президент США, в частности, заявил: "Если основываться на том, что сказал во время нашей беседы президент Путин, я думаю, это то, что необходимо изучить". Фактически впервые американский президент открыто заявил о появившихся сомнениях по вопросу противоракетной обороны. Если ранее о таких сомнениях и разногласиях в американском руководстве можно было судить только по утечкам в американских СМИ (кстати, участившихся в последнее время), то теперь можно фиксировать колебания главы американского государства.
Конечно, многое будет зависеть от того, какие шаги в дальнейшем предпримет северокорейское руководство. Продемонстрирует ли оно стремление подтвердить все то, о чем рассказал Ким Чен Ир Путину, а Путин - лидерам Запада? Ускорится ли процесс снижения напряженности на Корейском полуострове? Пока что есть признаки того, что ситуация должна развиваться по положительному сценарию. Так, с началом саммита "восьмерки" и завершением визита Путина в Пхеньян совпало сообщение о том, что 29 июля в Сеуле должна состояться встреча глав правительств Северной и Южной Кореи, между прочим, по прямой инициативе КНДР.
Кроме того, содействовать сближению двух Корей и выведению КНДР из международной изоляции будет и позиция, официально занятая "восьмеркой", отраженная как в специальном Заявлении по корейскому полуострову, так и в Заявлении по региональным вопросам. Ясно, что формулировки, стимулирующие Пхеньян к продолжению начатой линии на большую открытость страны, предложены российской делегацией. И, как представляется, появление отдельного заявления "восьмерки" по Корейскому полуострову тоже можно отнести в определенной мере к российским достижениям. Хотя в нем и не сказано, допустим, об усилиях России и конкретно ее президента (к слову сказать, в Заявлении по региональным вопросам, в частности, касающемся Ближнего Востока, указывается на усилия президента Клинтона, хотя в ближневосточном урегулировании в отличие от корейского никаких прорывов пока не обозначилось).
В общем, можно сказать, что свою центральную тему - безопасность и стратегическую стабильность - Россия отыграла неплохо. На итоговой пресс-конференции Владимир Путин подтвердил, что обсуждение проблематики ПРО заняло очень много времени. И если есть возможность искать пути решения, то это необходимо делать, считает президент РФ. Россия, продолжал он, предлагает сотрудничество в различных сферах нестратегических ПРО, взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе по всему комплексу проблем разоружения и контроля за вооружениями и стратегической стабильности. По его мнению, примером такого взаимодействия сотрудничества может служить совместное российско-американское заявление по итогам двусторонней встречи президентов на Окинаве. Здесь важен еще один момент. Основной темой саммита является глобализация. По проблеме же ПРО Москва поставила вопрос под таким углом, что он органично вписался в общую дискуссию о глобализации.
ДОЛГИ
Во второй день работы саммита на Окинаве распространилась информация о том, что на двусторонней встрече Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер якобы достигли договоренности об отсрочке выплаты части российского долга Германии в размере 8 млрд. немецких марок до 2016 года. Позже в российской делегации заявили, что вопрос о долгах вообще не обсуждался на встрече и что даже опровергать сообщение об этом бессмысленно. Одновременно немецкие источники на условиях анонимности продолжали утверждать, что решение правительства Германии об отсрочке принято.
На следующий день проблема несколько прояснилась, несмотря на то что российские официальные лица продолжали говорить, что проблема долгов на встрече не обсуждалась, немцы опять же неформально утверждали: решение принято, и россиянам об этом доложено именно на беседе Путина со Шредером. В итоге ясность, хотя и неполная, была внесена перед заключительной пресс-конференцией Путина, причем опять же на неофициальном уровне. По данным "НГ", о долгах на встрече действительно разговора не было. Просто Шредер сообщил Путину о решении правительства ФРГ отсрочить выплаты части долга до 2016 года; Путин не стал развивать эту тему, избежав таким образом разговора о долгах. Однако известно, что уже в эту среду между правительствами РФ и ФРГ будут подписаны соответствующие документы, которые оформят решение кабинета Шредера в двустороннюю договоренность.
Судя по всему, это был просто подарок Герхада Шредера Владимиру Путину. Причем подарок, о котором российский президент и не просил. Ибо российской стороной в ходе всего саммита вообще ни разу не поднимался вопрос о реструктуризации или отсрочке своих долгов перед кредиторами. Как сказал Путин, "зачем клянчить, это неприлично". И то, что российской стороной данная проблема не поднималась вообще, подтверждается многочисленными источниками западных делегаций. Так, японская газета "Иомиури" сообщает, что западные официальные лица с удовлетворением отмечали, что Путин, несмотря на прежнее ожидание, даже не упоминал об идее сократить 42-миллиардный советский долг, унаследованный Москвой. И это явно зачлось в актив России.
Одновременно Путин на равных и достаточно бойко участвовал в обсуждении проблемы списания долгов беднейших стран мира - того, о чем еще год назад в Кельне говорили только на "семерке" без России. Сейчас же ситуация изменилась, и объемный раздел на эту тему вошел в финальное коммюнике "восьмерки".
ДРУГИЕ ТЕМЫ
Еще одной важной для России темой, отраженной в итоговом документе, стал терроризм. Примечательно, что "восьмерка" подтвердила "осуждение всех форм терроризма вне зависимости от их мотивации", - формулировка, которая принципиально важна для Москвы. Таким образом, фактически ведущие страны мира признают легитимность борьбы России с терроризмом на Северном Кавказе. Главы государств и правительств включили в коммюнике большой раздел по культуре предотвращения конфликтов. Это своего рода выжимка из документа "восьмерки", принятого на министерском уровне в Ниодзаки 12-13 июля. В частности, заявляется, что "все члены международного сообщества должны стремиться к разрешению споров мирными средствами в соответствии с уставом ООН". "Должны стремиться" - формулировка, достаточно размытая и не очень обязывающая. Но ведь и все остальные решения "восьмерки" не носят обязательного характера. Главное, по словам Путина, что "восьмерка" подтвердила лидирующую роль Совета Безопасности и в части санкционирования применения военной силы.
Среди других тем, вошедших в итоговое коммюнике: мировая экономика, информационно-коммуникационные технологии, развитие, здравоохранение, образование, торговля, культурное многообразие, преступность и наркотики, старение населения, наука о жизни (биотехнология, безопасность пищевых продуктов), геном человека, окружающая среда, ядерная безопасность.
Повторим, и это очень важно: российский президент впервые очень подробно и с четких позиций говорил о проблемах глобализации - тех, которыми раньше российское руководство мало интересовалось. Так, на Окинаве у нас была своя позиция и по информационным технологиям, и по генной инженерии. Причем все эти темы Путин назвал важными. И это явный показатель того, что мышление российского руководства меняется в лучшую сторону. В современном мире, конечно, нельзя не заботиться о военной безопасности или экономических проблемах. Но без заботы о решении общецивилизационных проблем нельзя помышлять о том, чтобы стать полноценным участником интеграционных процессов, а уж тем более претендовать на членство в международном элитном клубе. Не зря же одним из ключевых документов саммита стала Окинавская хартия глобального информационного общества.
"Наш ориентир - социально ответственная глобализация", - сказал Путин и этой фразой дал понять: Россия всерьез начинает новый этап своего существования на международной арене. Этап, на котором уже не существует отдельно политических, экономических или социальных интересов одного государства. Интересы всех государств во всех сферах тесно переплетаются.
Окинава
* * *
Вчера в посольстве Японии в Москве состоялась пресс-конференция пресс-секретаря министра иностранных дел Японии г-на Рюитиро Ямадзаки, посвященная окончанию встречи лидеров стран "большой восьмерки" на острове Окинава. Пресс-конференция проводилась в режиме прямой связи из Японии. Господин Ямадзаки проанализировал итоги встречи и принятые в ходе саммита документы.