Победители налогового марафона Герхард Шредер и Ханс Айхель.
Фото из журнала "Шпигель"
СПУСТЯ год после переезда правительства и бундестага в Берлин свое полувековое пребывание на Рейне завершил и бундесрат. С сентября представительство федеральных земель, или нечто вроде верхней палаты германского парламента, тоже обретет новый постоянный адрес в мегаполисе на Шпрее. Последнее, 753-е, рабочее заседание этого законодательного органа, состоявшееся в минувшую пятницу, плавно перешло в торжественно-ностальгический акт прощания с Бонном. Но драматизм того дня заключался в другом: бундесрату надлежало определиться с принятым бундестагом законом о налоговой реформе, центральной идеей которого является сокращение обязательств всех категорий налогоплательщиков. По ряду причин, о которых упомянем ниже, судьба реформы висела буквально на волоске. Но в конечном итоге она все-таки получила "добро" большинства земель и тем самым путевку в жизнь. Политические, экономические и общественные круги расценивают это как важнейшее внутриполитическое событие Германии-2000.
Не будет преувеличением сказать, что в этой стране все, что связано с материальной стороной жизни, традиционно затрагивает нерв нации. Соответственно вопросы бюджета, финансовой стабильности, доходов, налогообложения и т.д. превращаются в предмет острейшей политической борьбы. Так случилось и с налоговой реформой, предложенной кабинетом Шредера. Отвергнув ее, но потерпев поражение в бундестаге, христианско-демократическая оппозиция рассчитывала на реванш в бундесрате. При нынешнем соотношении сил в нем она вполне способна перечеркивать законы правительства, как в свое время это делали там социал-демократы. Но фортуна вновь улыбнулась правительству Герхарда Шредера. Канцлеру и его министру финансов Хансу Айхелю удалось убедить колеблющиеся земли. В итоге долгожданный закон о налоговой реформе был принят и в бундесрате убедительным большинством голосов. За него проголосовали десять из шестнадцати федеральных земель.
В Берлине говорят о "крупнейшей налоговой реформе в истории Германии". Во всяком случае, ее параметры достаточно впечатляющи. Предусматриваемые облегчения распространяются как на подоходный налог с физических лиц, так и на сборы с корпораций, или, иными словами, доходы от предпринимательства. С 1 января 2001 года нижняя граница налогообложения снизится с нынешних 23 до 19% годового дохода, а верхняя - с 51 до 45%.
Реформа рассчитана на три этапа, в течение которых эти показатели должны снижаться и далее соответственно до 15 и 42%. Одновременно будет слегка возрастать не облагаемая налогами годовая сумма прожиточного минимума (сейчас 13 499 марок). С другой стороны, серьезно выигрывает "средний класс" - владельцы примерно четырех пятых всех германских фирм. Положения закона позволят им переводить прибыли от своих предприятий в разряд личного подоходного налога и тем самым увеличивать свой "остаток". В следующем году реформа позволит всем категориям налогоплательщиков сэкономить 44,3 миллиарда марок. В 2002 году - 17, затем скачкообразно - 56,2 и, наконец, в 2006 году - 60,4 миллиарда.
По германским меркам, это почти революционные шаги. К тому же они предпринимаются в условиях одновременной жесткой экономии госрасходов и поэтапного сокращения бюджетных заимствований с целью остановить дальнейшее наращивание огромного государственного долга, доставшегося от "эры Коля".
Все основные политические и экономические круги ФРГ уже давно понимали неотвратимость перестройки фискальных порядков в направлении ослабления налогового пресса. Развертывающиеся процессы глобализации и другие новые вызовы в мировой экономике настойчиво подсказывали необходимость повышения конкурентоспособности, а также инвестиционной привлекательности объединенной Германии, тем более что ее индустрия да и общее благополучие страны сильнейшим образом зависят от экспорта. Финансовая реформа входила еще в намерения правительства Коля, которое даже провело через бундестаг свой законопроект. Но в конце 1997 года социал-демократам удалось похоронить его в бундесрате. Это была одна из крупнейших внутриполитических неудач канцлерства Коля.
Едва придя к власти, правительство Шредера поставило налоговую реформу в ряд своих первоочередных задач "обновления Германии". Уже в марте 1999 года оно провело через красно-зеленое большинство бундестага закон, несколько уменьшавший сборы с семей с низкими доходами и отменявший налоговые послабления для предпринимателей, предоставленные предшествовавшей властью. Тогда финансово-промышленная элита не скрывала своей неприязни к этим мерам, усматривая в них "идеологическую окраску". Но с приходом вместо Оскара Лафонтена на пост министра финансов бывшего премьера правительства земли Гессен Ханса Айхеля эта критика, похоже, была учтена. Под его руководством Министерством финансов были выработаны дальнейшие предложения, ставшие основой нынешней реформы. Сейчас Союз германской индустрии, другие экономические объединения, крупные концерны и банки в основном приветствуют новый закон.
Христианско-демократическая оппозиция, издерганная финансовым скандалом, не уловила преобладающих настроений в пользу проекта Шредера- Айхеля. Новое руководство ХДС в согласии с баварским ХСС не пошло на предлагавшиеся правительством компромиссы и улучшения закона, взяв курс на его "уничтожение" в бундесрате. Этим оно намеревалось продемонстрировать свою политическую силу, отвлечь внимание от продолжающегося разбирательства "дела Коля", а заодно улучшить свои позиции на полпути к очередным выборам в бундестаг. Получилось же очередное неприятное фиаско. Вопреки категорическим требованиям лидеров ХДС министры этой партии в землях, где она находится в коалиции с СДПГ, сочли за благо поддержать налоговую реформу в бундесрате. В лагере ХДС/ХСС это интерпретируют как "предательство". Лидер фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фридрих Мерц разочарованно признал, что "новое руководство ХДС отброшено назад в своих усилиях положить новое начало" после всего того, что партии пришлось испытать в последний период.
Все это подчеркивает крупный успех и удачу федерального правительства и коалиционных партий на пути обещанных "обновленческих" реформ. На решения в налоговой сфере, призванные увеличить как покупательский спрос населения, так и инвестиционные возможности экономики, возлагаются большие надежды. Как заявил канцлер Шредер, реорганизация налоговой системы послужит экономическому подъему, а также борьбе с массовой безработицей, существенное свертывание которой было, как известно, объявлено главным мерилом успеха или неудачи правительственной политики. Ближайшие годы покажут, в какой мере оправдаются эти ожидания. Немецкие скептики, однако, не исключают, что изменчивая ситуация может вновь вынудить государство залезть в карман налогоплательщика.