Переговоры Владимира Путина с китайским руководством в Пекине прошли успешно.
Фото ИТАР-ТАСС
САЛЮТ из артиллерийских орудий, марш Почетного караула, вручение цветов китайской пионеркой - так встречали российского президента Владимира Путина в Пекине на площади Тяньаньмэнь, откуда стартовала официальная программа его визита в КНР. Путин не заставил ждать китайцев с проявлением ответной вежливости. "Уважаемый товарищ председатель", - с такого полузабытого у нас, но традиционного у китайцев приветствия к Цзян Цзэминю начал он переговоры российской делегации в Пекине на высшем уровне. Вообще слова о товарищеских, дружеских и добрососедских отношениях Москвы и Пекина звучали вчера во время российско-китайского саммита чаще других.
Путин и Цзян не скупились на теплые слова в адрес друг друга, однако до публичных объятий дело не дошло. Похоже, что и Москва и Пекин намерены строить хоть и очень тесные, но ровные отношения, без излишней эмоциональности, характерной для времен Ельцина. Хотя сам Путин как минимум дважды публично напомнил о больших заслугах первого президента России в установлении высокого уровня отношений России с Китаем, Цзян Цзэминь пошел еще дальше в историю, вспомнив визит в Пекин Михаила Горбачева в 1989 году, с которого, собственно, и началось восстановление нормального диалога двух держав.
Мало кто сомневался в успешном исходе встречи Владимира Путина и Цзян Цзэминя. Соглашения к саммиту готовились долго и основательно. Как и ожидалось, ключевыми документами стали Пекинская декларация РФ и КНР, в которой стороны определили основные направления развития отношений, и принципиально важное Совместное заявление президента РФ и председателя КНР по вопросам противоракетной обороны (ПРО). В принципе это заявление можно назвать первым, пока еще очень общим, но уже единым ответом Москвы и Пекина на планы развертывания Соединенными Штатами национальной системы ПРО, запрещенной договором 1972 года. В этом документе, в частности, говорится, что план США создать запрещенную договором по ПРО систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина: "Россия и Китай полагают, что сущность такого плана заключается в стремлении к одностороннему превосходству в военной сфере и в вопросах безопасности. Реализация такого плана имела бы самые серьезные негативные последствия для безопасности не только России, Китая и других государств, но и для безопасности самих США, для глобальной стратегической стабильности в мире в целом. Поэтому Россия и Китай решительно выступают против такого плана". Здесь, возможно, впервые две ядерные державы прямо указали на опасность идеи национальной ПРО не только для глобальной стабильности, но и непосредственно для самих же США. И это нельзя не отметить.
Говорится также о необходимости продолжения процесса разоружения. "Важно, чтобы Россия и США на основе строгого соблюдения договора по ПРО продолжали и углубляли процесс сокращения стратегических наступательных вооружений, в дальнейшем привлекая к этому процессу в надлежащее время другие ядерные державы". Вероятно, эта формулировка может означать, что Китай в определенных условиях также согласен говорить о возможном сокращении собственных атомных арсеналов. "Необходимо, используя политические, юридические и дипломатические методы, наращивать международные усилия по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, изучать возможность поэтапного формирования глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, а также развивать широкий и недискриминационный диалог и сотрудничество в данной сфере". Кстати, на предстоящем в конце этой недели саммите "большой восьмерки" на Окинаве, на отдельной двухсторонней встрече Владимира Путина и Билла Клинтона предполагается обсуждение подходов Москвы и Вашингтона к переговорам по договору СНВ-3. И эту дискуссию, равно как и продолжение разговора с американцами по вопросам противоракетной обороны, российский президент будет вести уже с имеющейся четко зафиксированной общей позиции Москвы и Пекина.
О стратегическом взаимодействии двух держав говорится и в Пекинской декларации, которая стала главным документом российско-китайских переговоров в верхах. Стратегическое взаимодействие распространяется и на решение международных проблем, в числе которых особенно выделяются формирование многополярного мира и сохранение баланса сил и стабильности в мире. "На международной арене Россия и Китай выступают в поддержку мира, стабильности, развития и сотрудничества, против гегемонизма, силовой и блоковой политики, попыток пересмотра основополагающих норм международного права, против силового давления либо вмешательства во внутренние дела суверенных государств".
Россия и Китай, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, должны предпринимать совместные усилия по поддержанию ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности в международных делах, прежде всего в вопросах поддержания мира и безопасности, тем самым способствуя продвижению мира к многополярности. Не обойдена вниманием и общая для двух соседних стран проблема сепаратизма. "Россия и Китай, исходя из уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности друг друга, решительно выступают против любых замыслов и действий внешних и внутренних сил, направленных на раскол государства, выражают понимание и поддержку всех усилий друг друга по защите государственного единства, суверенитета и территориальной целостности". Национальный сепаратизм, международный терроризм, религиозный экстремизм и международная преступность представляют серьезную угрозу безопасности суверенных государств, миру и стабильности во всем мире, говорится в Пекинской декларации. В этой связи Россия и Китай заявляют о своей решимости на двухсторонней и многосторонней основе предпринять активные и эффективные конкретные шаги по борьбе с этими явлениями.
В принципе Пекин достаточно грамотно использовал возможность еще раз получить от России подтверждение ее позиции по "тайваньскому вопросу". Формулировка декларации на эту тему фактически повторяет известное официальное заявление Пекина на этот счет. Но в то же время ее, естественно, можно экстраполировать и на проблему Чечни, что достаточно важно непосредственно для России. Отражены в декларации и нерешенные проблемы двух несогласованных участков российско-китайской границы, по которым стороны намерены в конструктивном деловом духе продолжать переговоры с целью ускорения выработки вариантов решений. А до этого, как и прежде, будет сохраняться "статус-кво" на несогласованных участках границы между двумя государствами. Завершается документ пунктом, который считают достаточно важным и российские и китайские участники переговоров: речь идет о договоренности о начале переговоров по заключению Большого договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Помимо этих двух документов стороны подписали и другие. Среди них межправительственное соглашение по продолжению сотрудничества в политической сфере, межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении в КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах, соглашение о сотрудничестве между Внешэкономбанком и Банком Китая, а также соглашение между министерствами образования по сотрудничеству на 2000-2002 годы. Продолжается обсуждение взаимодействия и в военно-технической сфере. В частности, в том, что касается возможности производства в Китае комплекса "Москит". О желании сторон развивать контакты в этой сфере свидетельствует и большое число военных, входящих в обе делегации. Например, с российской стороны в переговорах в Пекине принимает участие немало высокопоставленных военных представителей во главе с министром обороны Игорем Сергеевым.
В экономическом блоке стоит выделить договоренность о строительстве "Быстрого реактора" недалеко от Пекина мощностью 60 мегаватт. Этот проект позволит, по выражению министра атомной энергии России Евгения Адамова, дать второе дыхание десятку российских предприятий. Конкретная польза его состоит как в создании дополнительных рабочих мест, так и в сохранении уникальных технологий. Кроме Цзян Цзэминя, Путин провел встречи и с другими представителями китайской элиты, и эту возможность выслушать многих входящих в руководство Китая президент оценил очень высоко. Одна из его встреч с премьером госсовета КНР Чжу Жунцзы весьма важна в том плане, что китайский премьер является представителем новой формации руководства КНР. В отличие от, скажем, Цзян Цзэминя он не говорит по-русски и не учился в Советском Союзе. Для российского президента, несомненно, важно наладить хорошие контакты с представителями новой китайской политической элиты, с новым поколением китайских политиков. Кроме того, президент России встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского комитета народного политического консультативного совета Ли Жуйхуанем, а также с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэном.
Как представляется, одним из наиболее значимых результатов саммита можно считать сигнал об усилении взаимодействия Москвы и Пекина на международной арене и, естественно, выработку единой позиции по вопросу противоракетной обороны. Но фоне желания США занять единственное лидирующее положение в мире это весьма примечательно: тандем России и Китая при всех прогнозируемых трудностях все же может заметно сбалансировать американские стремления к гегемонизму. По словам Владимира Путина, "наша общая позиция по сохранению баланса сил в мире является принципиальной, и мы намерены ее не только подтверждать, но и укреплять в ходе совместной работы". Но в то же время, как подчеркнул осторожный политик Цзян Цзэминь, это взаимодействие не направлено против третьих стран.
Сегодня российский президент завершит свой визит в Китай. После возложения венков к монументу народных героев на площади Тяньаньмэнь он отправится в столичный аэропорт "Шоуду", откуда вылетит в Пхеньян.
Пекин