Джордж Робертсон.
Фото АП
- ГОСПОДИН генеральный секретарь, какова реакция Североатлантического альянса на инициативы президента России Владимира Путина по созданию системы нестратегической противоракетной обороны Европы?
- Мнение НАТО таково: мы должны рассмотреть эти инициативы. Поскольку любые конструктивные предложения, поступающие из Москвы, безусловно, приветствуются. Мы должны изучить подробности. Пока же мы не получили достаточно подробностей для того, чтобы оценить предложения президента России. Но я рассчитываю, что в результате заседаний Совместного постоянного совета Россия-НАТО мы получим больше подробностей, после чего послы стран, входящих в Североатлантический совет, будут рады представить эту оценку.
- Из ваших слов вытекает, что предложения, которые сделал в Брюсселе месяц назад маршал Игорь Сергеев в ходе работы СПС Россия-НАТО на уровне министров обороны, те обозначенные им позиции, они как бы не раскрывают в полном объеме инициатив президента Путина. Альянсу нужен более детальный перечень?
- Да, это хорошая интерпретация. Маршал Сергеев сам сказал на пресс-конференции после встречи СПС на уровне министров обороны, что он не смог представить достаточно деталей, которые позволили бы нам прийти к конкретным выводам. Так что мы по-прежнему ожидаем этих подробностей. Мы бы очень хотели получить их и осуществить совместную оценку идей президента Путина, когда мы точно будем знать, в чем они заключаются.
- Если такие детали будут получены в штаб-квартире НАТО, сколько времени, по вашему мнению, может занять вопрос выработки ответной реакции альянса на инициативы Путина?
- Здесь мы, конечно в чисто гипотетическом плане, постараемся действовать достаточно быстро и рассмотреть эти идеи. Нам потребуется знать больше. Но я думаю, что если президент России считает, что эта хорошая мысль, то мы, очевидно, будем рассматривать это с большой серьезностью. Мы уже занимались рядом подробных, детальных вопросов с тех пор, как НАТО и Россия с февраля 2000 года после моего визита в Москву возобновили свои отношения. Так что это обсуждение европейской нестратегической ПРО хорошо укладывается в те планы работ, которые были согласованы на этот год.
- Обсуждалась ли тематика европейской нестратегической ПРО в контексте инициативы президента Путина во время вашего недавнего визита в США? Ведь первая реакция министра обороны Соединенных Штатов Уильяма Коэна на конкретные предложения маршала Сергеева была явно негативной.
- Да, я обсуждал это с секретарем Коэном и с заместителем государственного секретаря США Строубом Тэлботтом. Ряд людей в конгрессе также поднимали этот вопрос, как и группы, занимающиеся кампаниями обоих кандидатов в президенты. Есть большой интерес к этим предложениям. Но все хотят больше подробностей относительно того, что предлагает президент Путин. И уж если быть совсем откровенным, то они хотят знать: является ли это попыткой вбить какой-то клин, может быть, даже расколоть европейцев с американцами? Или это искреннее, настоящее предложение для совместной работы, на основе которого Россия и НАТО могли бы развивать свои отношения, могли бы заниматься предотвращением угроз со стороны баллистических ракет, которое принято в совместном заявлении президентов Путина и Клинтона. Я, наверное, могу сказать, что государства - члены НАТО хотят быть щедрыми и заинтересованы в изучении этих идей. Мы, конечно, займемся ими более подробно, когда узнаем об этом больше.
- В предложениях маршала Сергеева, прозвучавших на заседании СПС РФ-НАТО, можно выделить как бы два аспекта. Первый - это предложения, которые касаются концептуальной сферы, второй - практическая реализация идеи создания европейской нестратегической ПРО. Не будем касаться технологической стороны этих предложений, они сложны, они должны обсуждаться экспертами. Если говорить о чисто концептуальных вопросах, таких, как совместная оценка угроз, отработка механизма консультации по этим вопросам, создание центра, который мог бы заниматься этими проблемами под эгидой России и Североатлантического альянса, а также других предложений аналогичного порядка, - они что, представляются НАТО недостаточно детальными для того, что бы их обсуждать?
- Нет, речь идет о конкретном предложении, которое было выдвинуто президентом Путиным сначала в Испании, а затем в Риме. Маршал Сергеев представил больше информации для министров обороны стран - членов альянса, но, как я уже отметил, на пресс-конференции после завершения СПС он сам потом четко указал, что информация, которую он смог представить, из-за ограниченного времени была недостаточной для того, чтобы позволить странам НАТО выработать подробную реакцию. Но внутри СПС у нас есть план работы, и этот план как раз включает для обсуждения пункт повестки, я цитирую: "Расширенной ПВО и тактической противоракетной обороны".
То есть уже существует механизм для того, чтобы заниматься этими вопросами. И когда мы будем точно знать, в чем состоят российские предложения, мы будем стремиться дать ответ как можно скорее. Но СПС в настоящее время обсуждает много других актуальных вещей. Например, высокопоставленный представитель Министерства обороны РФ будет участвовать в следующем заседании СПС, и он проведет брифинг по новой российской военной доктрине.
То есть мы занимаемся целым рядом различных вещей. И если это хорошая вещь, то я ее всячески приветствую.
- Вы упомянули, что существует мнение, как я понял, прежде всего в США, что, возможно, российские предложения по нестратегической ПРО имеют цель внести раскол в НАТО. Не секрет, что США, Великобритания, Нидерланды, Бельгия негативно относятся к инициативам России, в то время как Франция, Германия, Греция, может быть, Испания проявляют к ним больший интерес.
- Я не думаю, что эта оценка будет справедлива. Конечно, есть некоторые люди по обе стороны Атлантики, которые могли бы сказать, что действительно речь идет о вбивании какого-то клина. Но большинство говорят: давайте изучим это. Российская сторона сделала предложение, давайте им займемся, и в этом отношении они готовы проявлять щедрость и широту. Когда я совсем недавно встречался с канцлером Шредером в Берлине, то один из вопросов, который он задал мне, был таким: получили ли вы какие-нибудь подробности того, что предлагает президент Путин? Вы, возможно, помните, что помимо идей сотрудничества по нестратегической европейской ПРО, а это именно то, о чем говорил в НАТО маршал Сергеев, было также предложение, сделанное госсекретарем Коэном, когда тот посетил Москву. Маршал Сергеев сказал, что существует способ перехвата стартующей ракеты на активном участке траектории. Но один из вопросов, на которые мы хотели бы получить ответ, состоит в следующем: любой перехват тактической ракеты, если она запускается с территории вне пределов США или России, это будет означать нарушение Договора по ПРО? Это вопросы, которые затрагивают еще не разработанную технику, и мы бы очень хотели знать, что именно думает российская сторона о таких подробностях.
- Давайте подведем итог вопросам по созданию европейской ПРО. То есть в НАТО до сих пор не получили достаточно детальных предложений из России по этому вопросу?
- Да, абсолютно справедливо. И российское правительство, наверное, с этим согласится.
- В связи с планами США выйти из Договора по ПРО 1972 года ряд европейских государств высказывает опасения, что в результате может нарушиться принцип равной безопасности для стран - членов НАТО. Что касается этой тематики - насколько широко она в НАТО обсуждается, насколько она актуальна?
- Этот вопрос очень живо обсуждается, даже на встрече Североатлантического совета с главным представителем США на переговорах по ограничению стратегических вооружений послом Болэном, который ведет переговоры по этой тематике с российскими представителями в Женеве. С союзниками по НАТО американцы консультируются очень подробно, очень глубоко. Они еще не приняли окончательного решения относительно развертывания национальной системы ПРО. Президент США заверил меня лично, что он не примет решения без учета мнения других союзников.
- Значит, решение Вашингтона развернуть национальную ПРО будет согласовано с союзниками по НАТО?
- Будут учтены или приняты во внимание мнения союзников по НАТО. Договор по ПРО - это двухсторонний договор между Россией и США. Американцы говорят, что они занимаются, буквально работают над переговорами для того, чтобы внести изменения в этот договор. Ему уже почти 30 лет, и в него ранее уже вносились изменения. США консультируются с союзниками, и они очень четко указали, что примут во внимание мнение союзников.
- А, допустим, мнение такой серьезной страны, как Франция, оно будет принято во внимание?
- Все союзники по НАТО вовлечены в эту работу. Их мнение очень важно. Но, поскольку это двухсторонний вопрос между США и Россией, здесь нет речи о решении НАТО по этому вопросу. Но идут подробные консультации.
- Насколько позиция отдельных стран НАТО может повлиять на то решение, которое будет приниматься в Вашингтоне? Ведь такие влиятельные члены альянса, как Франция и Германия, они, насколько известно, негативно относятся к планам США.
- Франция и Германия выразили определенную озабоченность, тревогу на предложения президента США, но они готовы выслушать аргументы "за", поскольку ограниченный противоракетный щит, о котором идет речь в первую очередь, касался бы обеспечения безопасности США, а не Европы. Малое число средств перехвата, о которых идет речь, несоизмеримо с российским ядерным арсеналом, так что никаким образом не идет речь о стремлении Соединенных Штатов поставить под угрозу стратегический баланс. Никто не пытается наложить вето на то, что предлагают делать американцы для их собственной обороны. Но у нас идет широкое обсуждение, как это может укрепить международную безопасность.
- Вы, очевидно, знакомы с последними высказываниями главнокомандующего РВСН Владимира Яковлева. Он заявил, что если США выйдут из Договора по ПРО, то Россия, в свою очередь, выйдет из Договора по РСМД. Это приведет к принципиально иной стратегической ситуации. На практике это будет означать ввод российских оперативно-тактических ракет с ядерными боеголовками на территорию Белоруссии, откуда они будут нацелены на объекты в европейских странах НАТО. Вы скажете, что все это несерьезно? Однако буквально на следующий день после таких заявлений генерал-полковник Яковлев получил из рук президента Путина погоны генерала армии. Тот, кто знаком с российскими реалиями, понимает, что случайностей в таком деле не бывает. Это не простое совпадение, а недвусмысленный сигнал Западу из Кремля: Россия готова реализовать такую угрозу на практике.
- Предыдущим командующим стратегическими ракетными силами России был мой друг Игорь Сергеев, который в настоящее время является министром обороны. Я полагаю, что он придерживается умеренных взглядов. Я не думаю, что мы должны преувеличивать обсуждение этой проблемы до того, как она приблизится к своему завершению. Я бы подчеркнул, что американцы хотят добиться добровольного согласия России изменить договор по ПРО. Президент Клинтон четко сказал, что он хочет сохранить договор по ПРО, и все его усилия направлены на то, чтобы добиться взаимосогласованного с РФ и договорным путем выработанного изменения Договора.
- Что будет дальше в Косово? Сейчас ситуация там нестабильна. Если раньше НАТО говорила про геноцид албанцев, то теперь в той же самой ситуации оказались сербы. При каких условиях возможно возвращение в Косово части югославских сил безопасности и армейских подразделений в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН # 1244 и военно-техническим соглашением НАТО и СРЮ?
- Ситуация в Косово в настоящее время не идеальна. Там еще осталось слишком много насилия, слишком много нарушения законности и слишком много этнической ненависти, которая просто так никуда не делась. Однако нереалистично ожидать, что после насилия, совершенного в Косово югославскими силами, мы сможем создать там Швейцарию за 12 месяцев. В то же время ситуация гораздо лучше, чем была в прошлом году, и уровень убийств в Косово из расчета на душу населения теперь ниже, чем в Москве или Вашингтоне. Но я отнюдь не удовлетворен и не самодоволен. Когда я был в прошлом месяце в Косово, я осудил насилие. Я заявил руководству албанцев, что они должны делать больше для того, чтобы прекратить насилие, которое происходит.
Но это не геноцид. Нет систематических убийств сербов, даже если по-прежнему имеет место насилие против них. Я встречался в монастыре Грачанице с епископом Артемием, лидером сербской общины. Я также встречался с господином Ивановичем, лидером сербской общины в Косовска-Митровице. Ни один из них не говорил, что это геноцид. Руководитель Миссии ООН доктор Бернар Кушнер как раз и заключил соглашение с сербской общиной, которое должно обеспечить дополнительную защиту сербской и другим общинам в Косово. В результате этого Национальный совет сербов вновь участвует в заседаниях структур органов временной администрации.
И последний момент. Да, я ожидаю, что будет возврат в Косово каких-то югославских сил для осуществления тех функций, которые были указаны в военно-техническом соглашении. Но это может произойти только тогда, когда это будет безопасно. Когда будут условия для того, чтобы это произошло безопасным образом.
Мы будем прислушиваться к мнению командующего КФОР. Мнение же его в настоящее время таково: если бы возвращение вооруженных сил Югославии в Косово имело место, это сделало бы ситуацию там еще более опасной и вызвало гораздо больший уровень насилия, чем это имеет место сейчас. Но мы верим в резолюцию СБ ООН # 1244 и в военно-техническое соглашение. Оба этих документа будут выполняться.
Я хотел бы сказать еще об одном. Когда я посетил Косово, то встретился там с командующим российским контингентом в офисе командующего американскими силами. Оба генерала работали совместно в очень эффективном партнерстве. И я думаю, что это очень хороший сигнал для взаимоотношений между НАТО и Россией.
- Сколько пройдет времени - год, два, пять лет, после чего начнется возвращение части югославских войск в Косово?
- Не я принимаю это решение. Рекомендации должны поступить от командующего КФОР. Он оценивает ситуацию на ежемесячной основе. Но очевидно, если бы возвращение произошло сейчас, это привело бы к очень глубокой дестабилизации. Цель состоит в том, чтобы это произошло после того, как станет безопасно.
- В мае российский посол Кисляк посетил Косово, где командующий КФОР заявил ему, что возвращение югославских войск возможно уже через год. Вы в курсе этого?
- Да, посол Кисляк упоминал об этом. Я ожидаю, что командующий КФОР будет постоянно следить за этим вопросом.
- С вашей точки зрения, как высшего должностного лица в НАТО, что произойдет со статусом Косово в будущем? Это будет протекторат под международным контролем?
- Я действительно высшее должностное лицо в НАТО, но этот вопрос следует адресовать высшим должностным лицам ООН. НАТО отвечает за КФОР, а ООН - за долгосрочный статус Косово в перспективе. Я хочу создать безопасную среду для многоэтничной демократии. Будущее Косово будет решаться Советом Безопасности ООН. СБ ООН направил делегацию для изучения ситуации в Косово. В своем отчете делегация указала, что КФОР и Миссия ООН делают очень хорошую работу в очень трудных условиях.
- Россия допускает весьма резкие выпады против Бернара Кушнера. Вы довольны его работой?
- Да. Он хороший человек, работающий в трудных условиях. Он не получает финансирования от международного сообщества в том объеме, в котором оно должно было бы поступать. Я думаю, было бы несправедливо его критиковать. Хотелось бы подчеркнуть, что делегация Совета Безопасности ООН, в состав которой входил посол Лавров, с большой похвалой отозвалась о работе доктора Кушнера. Я знаю, что у посла Лаврова были некоторые оговорки, но остальные члены делегации считали, что это очень хорошая и очень справедливая работа.
- В последнее время отношения между центральными властями в Белграде и руководством Черногории обострились до предела. Если президент СРЮ Слободан Милошевич введет войска в Черногорию, для того чтобы обеспечить выполнение на территории этой республики требований Конституции Югославии, планирует ли НАТО предпринять какие-либо действия или даже использовать силу в поддержку черногорского президента Джукановича?
- Прежде всего хочу отметить, что у президента Милошевича нет оснований для того, чтобы вмешиваться во внутренние дела Черногории. Конституция СРЮ очень четко указывает, что президент Джуканович имеет право управлять Черногорией в рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией. Он не ставит под вопрос эти полномочия. Так что было бы чрезвычайно неуместным, провокационным актом, если бы президент Милошевич использовал силу против демократически избранного президента Черногории.
Очевидно, что НАТО опасается любых непредсказуемых действий или поступков со стороны президента Милошевича. По вполне понятным причинам мы не говорим, что будем делать, если президент Милошевич окажется достаточно безрассудным или безумным для того, чтобы бросить вызов президенту Республики Черногория.
- Что мешает развитию отношений между Россией и НАТО?
- В настоящий момент я не вижу никаких факторов, которые бы тормозили эти отношения. Мы находимся сейчас на заключительном этапе выработки соглашения по созданию информационного бюро НАТО в Москве. Я думаю, что бюро было бы очень хорошей витриной для иллюстрации оборонительных задач НАТО и помогло бы исправить многие неправильные представления, неправильные мнения, неправильные восприятия, которые существуют в России относительно НАТО. Североатлантический альянс не рассматривает Россию как врага или как противника. Мы считаем, что Россия - это стратегический партнер в создании гораздо более безопасного и стабильного международного порядка, особенно в Евроатлантическом регионе. Я отмечаю значительный прогресс с тех пор, как побывал в Кремле в феврале 2000 года и мы возобновили отношения. Этот мир слишком мал, а общие проблемы слишком велики для того, чтобы НАТО и Россия работали врозь и пытались решить эти проблемы по отдельности. Мы должны делать это совместно, и я думаю, что будущие поколения поблагодарят нас за эту работу.
- Сопровождался ли ваш приход в НАТО чисткой кадров в личной канцелярии генерального секретаря? В России, например, каждый новый начальник начинает свою деятельность с обновления аппарата.
- Такая традиция есть и в других демократических странах. Но я новый генеральный секретарь, а не новый глава правительства. Я привел с собой начальника аппарата, личного помощника и пресс-секретаря. Это те сотрудники, которых я отобрал лично.
- Если позволите, несколько личных вопросов. Как вы отдыхаете после работы? Как снимаете стресс?
- На уик-энды я улетаю в Шотландию, там находится моя семья. Иногда я играю в гольф, а также фотографирую. Я фотографировал и во время пребывания в Москве. Посмотрите на мои снимки. Я люблю фотографировать двери и окна домов. Вот Тбилиси, Москва, Стамбул, юг Англии, Австрия. А вот остров, где я родился. Так что вот это - мое хобби. Давайте я вам покажу еще один маленький сувенир. Вот это - камни от баррикад вокруг российского Белого дома, сооруженных в августе 1991 года. Я как раз был в Москве в это время.
- Какие напитки вы предпочитаете? Наверное, хорошие сорта виски?
- Я родился на острове, где существует восемь фабрик по изготовлению виски. Есть даже один сорт, который носит мое имя. Но виски я уже не употребляю, предпочитаю пиво и хорошее вино.
Брюссель-Москва