На местном рынке колумбийской столицы.
Фото автора
"НАШ САМОЛЕТ произвел посадку в столице Колумбии Санта Фе де Богота". Это объявление, раздающееся в салоне самолета, прилетающего из Европы, необычно и даже как-то торжественно звучит для большинства пассажиров-иностранцев. Мы привыкли просто к Боготе. А между тем это название историческое, восходящее своими корнями к 1538 году, когда город был основан отрядом испанского конкистадора Хименеса де Кесады. Тогда здесь жили муиски - большое местное племя. Одно из их объединений называлось "Богота". Конкистадоры не стали менять это название, добавив к нему лишь "Санта Фе" (в дословном переводе "святая вера"), видимо, возлагая на нее надежды в своих дальнейших завоеваниях. Сейчас Боготе уже 462 года, и этот весьма солидный возраст, колониальное прошлое предстают наяву, когда вы посещаете старую часть столицы.
Узкие улочки, старинные двух-, трехэтажные дома, в основном синего и желтого цвета, со скульптурами и барельефами в старом испанском стиле вдоль стен и у балконов, и при этом никаких модернов и новостроек - того и гляди из-за угла выйдет отряд испанских завоевателей. Власти бережно сохраняют эту часть города, она - главная его достопримечательность и место паломничества иностранных туристов и гостей столицы. Впрочем, здесь не только "древности", но и немало действующих учреждений, например, МИД Колумбии, расположившийся в старинном дворце с типичным внутри для классической испанской "патио" - тенистым двориком. Невдалеке от него хорошо известный в Колумбии и за ее пределами университет "Экстернадо" - разновидность нашего МГИМО. В тех же местах, тоже в старинном здании, институт "Леон Толстой", выполняющий функции общества дружбы с Россией. Давно уже, со времен распада СССР, сюда не поступает практически никакой помощи из Москвы, активисты института - подлинные энтузиасты своего дела, работают бескорыстно, практически на свои собственные средства. Немного, правда, помогают платные курсы русского языка, их, как правило, ведут колумбийцы - выпускники советских и российских вузов, да редкие демонстрации старых советских кинолент. Институт крайне нуждается в нашей литературе, газетах, фотоматериалах, и хотя, чем может, помогает посольство РФ, но этого недостаточно.
Но Богота - это, конечно, далеко не вся Колумбия. По приглашению местных университетов я побывал еще в двух городах - двухмиллионном Медельине и маленькой Нейве. Имя первого из них до недавних пор тесно ассоциировалось со всемирно известным наркокартелем. Но несколько лет назад картель был разгромлен, его глава Пабло Эскобар убит, и в округе стало значительно спокойнее, хотя были случаи, когда дорога, связывающая аэропорт "Медельино" с городом, перекрывалась "партизанами". "Независимая газета" уже писала о них, поэтому мы ограничимся тем, что антиправительственные силы, включающие в себя как левые, так и правые группировки, контролируют, по разным данным, до 40% территории страны. Идут постоянные стычки с боевиками, не пустует Центральный военный госпиталь в Боготе. Проблемы, порождающие этот внутренний конфликт, сложны, и на сегодняшний день пока прямого выхода из него почти не видно, хотя правительство решительно настроено их разрешить. Из-за "партизан" многие дороги страны небезопасны, и поэтому сообщение между городами Колумбии осуществляется в основном самолетами. Во многом благодаря этому авиапарк страны хорошо развит, обладает сложной технической базой, самолеты на внутренних линиях летают точно по расписанию (что не совсем обычно для Латинской Америки), а главная авиакомпания Колумбии "Авианка" пользуется хорошей репутацией и за рубежом.
Медельин - второй по величине и по своей экономике город Колумбии. Здесь в отличие от Боготы даже есть метро, а точнее, наземная железная дорога. Автору этих строк довелось выступить с лекциями в крупнейшем университете Медельина "Антиокиа" (18 тысяч студентов). Всего же в городе около десятка университетов. Это, между прочим, показатель высокого в целом уровня развития и качества университетского образования в стране. Колумбийские специалисты, особенно технари, высоко ценятся не только у себя, но и в соседних странах. Было приятно встретиться с довольно большим числом выпускников УДН и других наших вузов. Впрочем, в том же Медельине работают по контрактам и россияне - наши доктора и кандидаты.
В "Антиокиа" я попал на одно интересное мероприятие: студенты и преподаватели бурно обсуждали так называемый план "Колумбия". Суть его, предложенного правительством США и в принципе одобренного Боготой, состоит в том, чтобы, выделив крупные денежные средства военным, погасить гражданскую войну в Колумбии. Однако эта, казалось бы, благая цель разделяется далеко не всеми колумбийцами. Часть из них опасается усиления в стране военных кругов и даже возможности диктатуры или введения в страну многонациональных сил под той или иной эгидой.
В отличие от Медельина Нейва (300 тысяч жителей) выглядит тихим провинциальным городком. Впрочем, и здесь есть свои проблемы: направляясь в гостиницу, мы встретились в центре с демонстрацией студентов, требовавших, как им положено, увеличения стипендий. Впрочем, манифестация проходила хотя и шумновато, но без всяких эксцессов. В Нейве я выступил в Кооперативном университете с лекцией о российско-колумбийских отношениях. Как выяснилось, я был здесь чуть ли не первым лектором из России, поэтому клуб университета был переполнен.
В Колумбии проявляется немалый интерес к развитию экономических связей с Россией. Объем их торговли, по мнению обеих сторон, отстает от ее реальных возможностей, хотя они и не беспредельны. Главный продукт колумбийского экспорта - кофе пока не закупается российской стороной, колумбийцы запрашивают за него высокую цену, бразильский кофе обходится дешевле. Хотя колумбийские сорта молотого нерастворимого кофе, такие, как "Ома", "Сельо рохо", "Сельо дорадо", великолепны даже на вкус знатоков. Особенно великолепны они с молоком.
В Нейве после лекции я долго беседовал с местными деловыми людьми, которые подробно интересовались, как наладить торговлю с Россией и принять участие в выставках в Москве. В Нейве велись переговоры с нижегородским "ГАЗом" о постройке в городе завода по сборке "Газелей".
Покидая Колумбию, невольно обращаешь внимание на аэропорт Боготы. В 1980-1990 годы их строительству в Латинской Америке уделяют особое внимание. Отличные аэропорты появились в Чили, Перу. Таким же является и боготинский: просторный, светлый, с массой удобств, вплоть до внутренней церкви и душа. После отличного в этих торговых точках сервиса строжайший контроль при выходе на посадку воспринимаешь спокойно, как должное. И когда самолет взмывает в воздух и из иллюминатора обозреваешь эту красивую и гостеприимную страну, хочется пожелать ей долгожданного мира, спокойствия и процветания. Чего она давно уже заслуживает.
Санта Фе де Богота-Москва