При встрече с Герхардом Шредером - традиционная фотография на фоне портретов канцлеров ФРГ предшествующих лет.
Фото предоставлено ведомством печати и информации правительства ФРГ
- ГОСПОДИН КАНЦЛЕР, могли бы вы, как один из лидеров европейской социал-демократии, обосновать социал-демократическую идею в сегодняшнем понимании? Какие ответы социал-демократия дает на наиболее острые вызовы нашего времени?
- Мы и сегодня по-прежнему привержены солидарности и социальной справедливости. Мы верим в то, что люди равноценны друг другу и отвечают друг за друга. Глобализация - экономическая, социальная и культурная реальность, с которой мы в состоянии справиться сообща. Ключевая задача современного правления - помочь людям извлекать из преобразований максимальную пользу, давая им возможность развития своих талантов в новом зарождающемся мире.
Рыночное хозяйство должно быть сопряжено с социальной ответственностью, чтобы на длительную перспективу обеспечивать рост экономики, стабильность и полную занятость, способствовать утверждению социальной справедливости и охранять окружающую среду. Активно воздействуя на глобализацию, мы хотим добиться более высокого жизненного уровня для всех. Нельзя допустить движения по разрушительной нисходящей спирали в ущерб экологии и защищенности трудящихся.
- В чем заключается принципиальная концепция недавних инициатив возглавляемого вами правительства по реформе ЕС (предложения федерального министра иностранных дел господина Фишера)? Какие последствия имела бы реализация этих реформ для соседей ЕС, включая Россию?
- На нынешней межправительственной конференции по институциональной реформе речь идет о том, чтобы до 2003 года подготовить Европейский союз к принятию стран-кандидатов. С этой задачей мы хотим справиться в декабре на саммите в Ницце.
Перспектива федерального министра иностранных дел выходит за эти рамки, имея в виду дискуссию на тему европейской конституции. Соседям Европейского союза любой из этих шагов может пойти только на пользу: каждый следующий шаг по пути интеграции укрепляет внутренний европейский рынок и Европейский союз как оплот стабильности, который стремится к стратегическому партнерству с Россией.
- Можно ли по-прежнему быть уверенным в том, что акция НАТО против Югославии в 1999 году была необходимой и справедливой? Ведь многие сведения о репрессиях против косовских албанцев не нашли до сих пор убедительных подтверждений, а организация "Международная амнистия" открыто обвинила НАТО в военных преступлениях на Балканах. Кроме того, то, что сейчас происходит в Косово, свидетельствует об угрозе безопасности сербов, в то время как албанские боевики находятся вне контроля сил по поддержанию мира.
- Вместе со своими партнерами федеральное правительство на протяжении многих лет выступало, в том числе в рамках НАТО, за мирное разрешение конфликтов в бывшей Югославии. С Россией мы - прежде всего в рамках Контактной группы - разрабатывали решения с целью предотвращения конфликтов. Однако все эти усилия не смогли предотвратить насилие и войну на Балканах в ходе прошедшего десятилетия. Многолетние войны в Хорватии, Боснии и Герцеговине обошлись в 200 тысяч человеческих жертв, сотни тысяч раненых и покалеченных, миллионы беженцев. Все мы знаем, что главную ответственность за это несет белградский режим.
В Косово ситуация в 1998 году накалилась до такой степени, что НАТО пришлось принять решительные меры, чтобы избежать повторения той многолетней агонии, которая имела место в Хорватии, Боснии и Герцеговине, и связанных с этим жертв. Это НАТО удалось. Время апартеида в Косово сейчас прошло. У миссии ООН в Косово и КФОРа наблюдаются немалые сдвиги в деле реализации резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Но все еще существуют значительные недостатки, в том числе грубые нарушения прав человека в отношении сербов. После десятилетий ненависти в Косово примирение между различными группами населения требует времени.
- Изменилось ли ваше скептическое отношение к американским планам создания противоракетной обороны? Каковы, на ваш взгляд, в ЕС настроения по этой проблеме? Верят ли политические лидеры ЕС в "ракетную угрозу" со стороны так называемых "государств-изгоев"?
- Позиция федерального правительства по поводу американских соображений о создании ограниченной национальной системы противоракетной обороны остается неизменной.
Для Германии решающе важно сохранить то, что достигнуто в области контроля над ядерными вооружениями и разоружения, избежать новой глобальной гонки вооружений и не допустить отрицательного воздействия на сплоченность Атлантического альянса. Такова же принципиальная позиция наших партнеров. И мы не единственные, кто считает, что в связи с межконтинентальными ракетами может исходить угроза от госуда-рств, вызывающих беспокойство.
- По мнению многих экспертов, развертывание в США национальной системы ПРО приведет к возникновению разных уровней безопасности в НАТО и тем самым фактически подорвет устои Альянса. Не обеспокоены ли вы в связи с этим в отношении будущего НАТО?
- Сплоченностью Атлантического альянса обусловлена существенная доля его успеха. Это и в будущем останется так же.
В рамках Альянса интенсивно обсуждаются соображения правительства США, направленные на создание ограниченной системы противоракетной обороны. Я сам недавно в Берлине обсуждал эту тему лично с президентом Клинтоном. При этом он снова проявил весьма четкое понимание той значимости, которую возможное решение о создании противоракетной обороны имеет для Альянса.
- Российская общественность лишь поверхностно осведомлена о ходе дискуссий между Вашингтоном и Берлином относительно компенсаций жертвам национал-социализма. Каково положение дел в этой области в настоящее время?
- Переговоры о Федеральном фонде "Воспонимание, ответственность и будущее" ведутся с мая 1999 года. В этих переговорах непосредственно участвуют российское правительство и германо-российский фонд "Взаимопонимание и примирение". В процессе весьма сложных консультаций участникам переговоров тем временем удалось договориться о всех важных вопросах - в частности, об объеме средств фонда в размере 10 миллиардов немецких марок, о распределении этих средств, о круге лиц, которым подлежат выплаты, и о вопросе правовой защищенности. В июле в Берлине имеется в виду закрепить эту договоренность торжественным подписанием всеми делегациями заключительного документа. Мы надеемся, что первые выплаты пострадавшим смогут состояться еще в этом году.
- Какова ваша позиция по вопросу о возвращении культурных ценностей? Какое решение проблемы вы считали бы справедливым и правильным с учетом того, что вывезенные из Германии ценности хранились в российских музеях и реставрировались, в то время как наши - разбросаны, а часть из них находится неизвестно где?
- Как вам известно, Германия и Россия занимают разные правовые позиции по весьма щепетильному вопросу возвращения культурных ценностей. На недавно состоявшихся германо-российских межправительственных консультациях в Берлине мы договорились, при полном уважении правовых позиций друг друга, предпринять новую попытку прагматичного подхода к данному вопросу. В качестве первого шага при этом нужно будет провести инвентаризацию всех перемещенных в результате войны культурных ценностей. Для этого необходимо расширить обмен информацией и обеспечить доступ к музеям, библиотекам, хранилищам и архивам.
- Ужесточение политики Берлина в отношении России, в том числе по вопросу кредитов, налицо. Верите ли вы по-прежнему в успех реформ в России и на чем основаны ваши оценки?
- Я исхожу из того, что модернизация в России пройдет успешно. Рамочные экономические условия благоприятны. Экономический подъем в России набирает обороты. Президент Путин осознал, что отсутствие правовой защищенности, коррупция и административный произвол являются значительными помехами для более активной экономической деятельности иностранных предпринимателей, и решительно взялся за проведение необходимых структурных реформ.
В отношении государственной задолженности России германская позиция такова: Россия - не бедная развивающаяся страна, а мировая держава. Ваша страна располагает необходимыми человеческими и материальными ресурсами для того, чтобы самостоятельно справиться со своими финансовыми обязательствами. Только таким образом она может доказать свою кредитоспособность.
- Хотя российские реформы - в первую очередь внутреннее дело нашей страны, участие Запада и Германии в них, пожалуй, неоспоримо. В чем могли бы упрекнуть себя в этой связи западные государства, в том числе Германия?
- Главную ответственность за преобразования несут сами россияне. Все западные государства тоже весьма заинтересованы в том, чтобы модернизация прошла успешно. С нашей точки зрения, оказываемая России международная поддержка является инвестицией в стратегическое партнерство в европейских рамках. Европейский союз, Германия и международные финансовые организации на протяжении ряда лет содействовали процессу преобразований на словах и на деле. Цель остается прежняя - укрепить основы демократии, правового государства и государственных институтов, создать функционирующее рыночное хозяйство. Допущенные ошибки и срывы заставляют еще более устремленно преследовать эти цепи.
- Можно ли сказать с уверенностью, что германская и западная общественность в достаточной мере осведомлена о сути чеченской проблемы?
- Было бы слишком близоруко сводить чеченскую проблему лишь к якобы недостаточной осведомленности западной общественности. Никто не оспаривает право России защищать себя от терроризма. И никто не оспаривает территориальную принадлежность Чечни к России. Мы расходимся в том, что касается применяемых средств, а также содержания политического решения, необходимость которого признается всеми.
Теперь, на фоне дискуссий, которые ведутся в различных международных организациях, важно, чтобы Россия скоро выполнила те обязательства, которые она взяла на себя в отношении Чечни, в частности в сфере прав человека.
- Что нового внес в германо-российские отношения визит Путина в Берлин? Какое впечатление наш президент произвел на вас? Знаете ли вы теперь ответ на вопрос: "Кто такой господин Путин".
- Состоявшиеся недавно в Берлине германо-российские межправительственные консультации на высшем уровне придали германо-российским взаимоотношениям новый динамизм. Этот саммит послужил личному знакомству и привел к конкретным результатам. Германия может и хочет играть важную роль в намеченном президентом Путиным процессе модернизации России. Думаю, что нам с президентом Путиным удалось создать приятную атмосферу в беседах и в работе. Он произвел на меня впечатление политика, который четко высказывается по существу, одновременно проявляя реалистический и прагматический подход, а также интерес к волнующим нас темам, и с которым я несомненно буду долго и хорошо сотрудничать. Взаимоотношения между Германией и Россией имеют под собой совершенно реальную основу. Эта основа выражена общими интересами. И если общение друг с другом проходит еще и в атмосфере взаимопонимания, то это не вредно, а только полезно.
- Ну и, наконец, о главном событии этих месяцев в Германии. Приходится слышать, что "Экспо-2000" проходит далеко не так успешно, как хотелось бы ее германским организаторам. В чем вы согласны и в чем не согласны с критиками этого международного проекта?
- Вы правы: "Экспо-2000" в Ганновере - уникальное событие, которое является чем-то захватывающим для каждого посетителя. Я сам уже несколько раз побывал на территории всемирной выставки, посетил ряд павильонов и тематический парк и был всякий раз в восторге. Это ведь впечатляющая, поучительная и развлекательная возможность - увидеть, как участвующие нации задумывались над вопросами будущего человечества и какие ответы на них они представили на выставке "Экспо-2000". Я остаюсь при своем мнении: "Экспо-2000" заслуживает большого количества посетителей.