АФТАБ ХУСЕЙН оказался перед "трилеммой": возвращаться обратно в Пакистан только для того, чтобы оказаться в тюрьме, скрыться в Иран с почти стопроцентной перспективой быть депортированным на родину или остаться в Индии, но теперь уже в качестве нелегального иммигранта.
Дело в том, что Хусейн, профессор литературы одного из колледжей Лахорского университета, вынужден был бежать в Индию еще в марте, скрываясь от преследования пакистанских спецслужб. Однако в июне срок его индийской визы закончился, а прошение о предоставлении ему политического убежища в Индии "находится в стадии рассмотрения". Так Хусейн стал "нелегалом". А бежать с родины ему пришлось после очередного обыска в доме и допросов с пристрастием, проведенных сотрудниками Межведомственной разведки Пакистана (МРП) - самой могущественной спецслужбы страны.
Все началось после военного переворота в Пакистане, рассказал Хусейн в интервью "Хиндустан таймс". Новые власти захотели, чтобы я дал показания против бывшего премьера Наваз Шарифа. Спецслужбы "зацепились" за то, что у меня имелся сборник стихов и поэм индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпайи (Ваджпайи помимо своей политической и государственной деятельности широко известен как очень интересный поэт на языке хинди. - А.Т.) и все об этом знали. Так вот, военные хотели связать факт публикации стихов в Пакистане более года назад во время известной автобусной поездки Ваджпайи в Пакистан и подписания лахорской декларации с тем, что стало это возможно лишь в результате сотрудничества Шарифа с индийской разведкой. Власти стремились, чтобы я подтвердил эту чепуху, а также то, что помогал с публикацией данной книги. Меня допрашивали бессчетное количество раз, перерыли весь дом, я и моя собака начали жить в постоянном страхе, особенно после того, как меня предупредили, что если не дам нужных показаний, то за этот "антигосударственный акт" буду отправлен в тюрьму. Поэтому пришлось бежать в Индию, хотя я и добропорядочный мусульманин, никогда не совершал приписываемого мне, тем более "антигосударственных актов", всю жизнь занимаясь любимым делом - литературой. Тем не менее и здесь, в Индии, заметил Хусейн, я не свободен от страха, поскольку прекрасно знаю силу МРП и ее способность любыми средствами добиваться своих целей. У нас, заключил Хусейн, многие полагают, что если могущество МРП продолжится, то это приведет только к дальнейшему расколу страны (в 1971 г. от Пакистана откололась его восточная часть, ставшая независимым государством Бангладеш. - А.Т.), хаосу и беспорядку, которые неизвестно, как долго будут продолжаться, ведь недаром все чаще поговаривают, что уставшие от произвола люди могут повернуть выданное им государством оружие против самого же государства.
Дели