Большинство молодых людей в Европе приобщено к наркотикам.
Фото из журнала
УГРОЗА расползания по планете наркотического дурмана очевидна. Об этом вдруг разом ударили в набат находящаяся под эгидой ООН Международная организация по борьбе с наркотиками, Всемирная организация таможен, Интерпол, Европейское бюро по надзору за наркотиками и наркоманией. Корреспондент "НГ" обратился к некоторым ответственным лицам, задействованным в этой сфере, и к документации на этот счет.
Всемирная организация таможен была создана в 1952 году как межправительственный орган с четко обозначенной задачей: путем обмена информацией и опытом сближать таможенный режим разных стран, совершенствовать эти службы, оказывать взаимное содействие и помощь. Ныне в ней состоит 151 государство, штаб-квартира расположена в самом центре Брюсселя. Генеральный секретарь француз Мишель Дане рассказывает:
- Минувший год был рекордным за все время нашего существования, даже за всю историю таможен - рекордным по количеству задержанных наркотических средств, которые переправлялись через границы государств и континентов. Всего было изъято 4,2 тысячи тонн всевозможных наркотиков, в 1998 году - 3,8 тысячи тонн. Безусловно, в этом заслуга национальных таможенных ведомств каждой страны. Безусловно, этот прогресс достигнут благодаря все более тесному сотрудничеству органов безопасности. Все это так. Однако в то же время такой, казалось бы, успех является тревожным показателем всевозрастающего объема торговли наркотическими средствами в мировом масштабе, фактически их стали больше производить, расширилась сеть доставки и соответственно больше стало задержаний... Причем наряду с традиционными препаратами, такими, как кокаин, которого в прошлом году было конфисковано 212 тонн (120 тонн в предыдущем), или индийская конопля - 1200 тонн (970 тонн), широко внедряются новые синтетические психотропные препараты. В процентном отношении их конфискация выросла на 400%! Европа на первом месте как по их производству, так, судя по всему, и по потреблению. Особенно это касается получаемого в подпольных лабораториях наркотика экстази. На него сейчас мода и спрос - в прошлом году таможенные службы стран-участниц перехватили свыше 100 миллионов таблеток экстази! Европа лидирует и здесь, особенно Голландия. Сложились и устойчиво сохраняются маршруты поступления наркотиков в Европу. Испания - основной их получатель из Латинской Америки. Около 80% опиума, из которого затем изготовляют более концентрированный и дорогостоящий героин (из 10 кг опиума получается 2 кг героина), поступает из Афганистана. На этом показателе сходятся все международные организации по борьбе с наркотиками, в том числе Интерпол. Причем режим талибов поощряет выращивание опиумного мака на горных плантациях, официально взимая с производителей небольшой налог. Крупным поставщиком индийской конопли стала Албания, которая упорно отказывается присоединиться к международным конвенциям на этот счет. Между тем активно сотрудничает с нами Иран, где есть заметные успехи в этой области.
В последнем докладе специальной комиссии ООН констатируется: "В 70-80-х годах клиентами торговцев наркотиками были в основном закоренелые наркоманы. Ныне к наркотикам пристрастились все слои общества, без какой-либо социальной определенности... Конкретный пример - Европа, где 40 миллионов граждан курят марихуану и 5 миллионов принимают героин. В Великобритании и Ирландии 50% молодых людей в возрасте 18-24 лет в той или иной степени приобщены к наркотикам. Во Франции одна треть учащихся лицеев знают, что это такое. Полмиллиона англичан по меньшей мере раз в неделю принимают дозу экстази".
Весьма познавательной в этом плане была встреча корреспондента "НГ" с преуспевающим производителем и торговцем индийской конопли в Голландии Беном Дронкером. Личность в своей стране, да, пожалуй, и за ее пределами, весьма известная. Владелец "Sensi Seed" - самого крупного предприятия по изготовлению этого курительного дурмана, председатель ассоциации владельцев "кофе-шоп" - особых баров, где легально торгуют "травкой из конопли", создатель уникального музея "Гашиш", который, по сути, является рекламой продукции дельца. На предприятии и в музее Дронкера желающим предложат полный набор проспектов с инструкциями по разведению этой самой конопли, снабдят семенами, удобрениями, даже сборными парниками. Дело в том, что в Голландии еще с 70-х годов потребление так называемых слабых наркотиков перестало караться законом, а с 1995 года разрешено выращивать коноплю в "разумных пределах". Вот господин Бен Дронкер и развернулся во всю мощь, истолковав на свой лад попустительство властей. "Мои доходы весьма скромные - около трех миллионов долларов в год", - говорит он во время нашей беседы в его "кофе-шоп" в Амстердаме. Сидевшие за нашим столом его коллеги по бизнесу лукаво переглянулись - было ясно, что выручка сильно приуменьшена. Реальные доходы от конопли в Голландии узнать нельзя, но прикинуть можно: в стране ее выращивается свыше 100 тонн ежегодно, в том числе на экспорт, и действует 1200 "кофе-шоп", получивших официальную лицензию от властей на ведение торговли марихуаной.
Разговор продолжаем с директором Международной организации по борьбе с наркотиками Лоренцо Мартинсом.
- Наркобизнес можно смело называть специфической областью экономики - экономики смерти, которая, увы, здравствует и процветает. Судите сами: ежегодный доход заправил в этой сфере исчисляется в 500 миллиардов долларов! В мире нелегального бизнеса наркодоллары находятся на втором месте после доходов от скрытой торговли оружием...
Здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы из всех этих фактов сделать вывод относительно причин столь мощного, безудержного распространения наркотиков по всему свету - почему подпольный наркобизнес со всеми пагубными последствиями для человечества оказывается сильнее Объединенных Наций, пытающихся его одолеть?
Во-первых, налицо явное попустительство властей. В одних странах в этом не усматривают большого греха, закрывают глаза, полагая, что человек свободен в своих поступках, что нельзя подавлять личность. В других личности идут даже навстречу: легализуют потребление дурмана и его рекламу, создают, как, например, в Германии, специальные пункты, где наркоманов снабжают бесплатными одноразовыми шприцами, где за ними ухаживают, всячески лелеют.
Во-вторых, финансовые возможности главарей мировой системы наркобизнеса значительнее, чем бюджеты государственных учреждений, призванных бороться с этим явлением. Силы последних не идут ни в какое сравнение с теми миллиардами долларов, которыми располагает преступный мир. Директор Европейского бюро по надзору за наркотиками и наркоманией Жорж Эстейвенар откровенно признался корреспонденту "НГ": "Этим вопросом занимаются очень много действующих лиц, в частности в национальных министерствах, в иных службах, но без должной координации работы и без достаточных средств..."
В-третьих, астрономические суммы, получаемые дельцами наркобизнеса, неизменно отмываются, легализуются и в конечном счете вливаются в отрасли национальной и мировой экономики. Один люксембургский банкир так разъяснял мне подход к этой проблеме: "Если вы захотите положить на счет миллион, то я потребую документацию о его происхождении. Если вы принесете миллиард - приму без звука!"
Брюссель-Амстердам