0
939
Газета В мире Интернет-версия

12.07.2000 00:00:00

Русь религиозная

Матвей Писманик

Об авторе: Матвей Григорьевич Писманик - профессор кафедры философии Пермского государственного технического университета, доктор философских наук, действительный член Академии гуманитарных наук


СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ социальные потрясения в стране возбудили еще не вполне осознанный в его действительном масштабе и глубине, но поистине тектонический сдвиг едва ли не во всех сферах массового сознания. Особенно в тех, которые скреплены надеждами, ожиданиями и верой. Более всего, пожалуй, сдвиг затронул сферу отношений к религии. За невероятно короткий срок (менее чем за десятилетие!) в обществе, которое атеисты торопливо назвали "свободным от религии", но где и впрямь четыре пятых населения считали себя безразличными к ней либо же убежденно относили себя к неверующим в Бога, осуществилась небывалая во всей истории культуры метаморфоза.

Сдвиг в массовом сознании не привел к напряженным отношениям между верующими и неверующими. Они успешно сотрудничают во всех сферах жизни. Правда, фанатики разных конфессий это напряжение иногда искусственно разжигают.

Исследование религиозности населения сегодня приобрело у социологов особую актуальность. Прикамье - регион, во многом типичный для страны по составу населения, занятости и определяющим показателям культуры. К настоящему времени здесь представлено более тридцати конфессий. Изучение религиозных процессов нами начато здесь еще в 60-х гг., а особенно интенсивно оно осуществляется с 1993 г. Полагаем, что основные выводы наших исследований, более всего касающиеся облика современного верующего, показательны и для других регионов. (Значительная часть приводимой в статье статистической информации получена нами в сотрудничестве со службой мониторинга Областной администрации.)

Здесь, как и во всей стране, с конца 80-х гг. произошел резкий подъем религиозности, которая непрерывно возрастала до 1997 г. включительно. Значительная часть населения все более склонялась к мировоззренческой переориентации в сторону религии. К 1998 г. доля религиозно ориентированных граждан (убежденных и традиционных верующих, а также колеблющихся между верой в Бога и неверием) в общей структуре населения региона, по-видимому, уже подошла к своему количественному пределу - 70,6%. В 1999 г. впервые за минувшие десять лет этот уровень снизился на 2,5%.

Соотношение мировоззренческих групп теперь таково: 18,7% опрошенных считают себя убежденными верующими, 30,6% - верующими по традиции, 18,8% - колеблющимися в своей вере. Индифферентны как к религии, так и к атеизму 11,7%. Относят себя к неверующим 14,4%, а к убежденным атеистам - всего лишь 2,6%. Затруднились в этом самоопределении 3,2% опрошенных. Как видим, верующие теперь составляют половину населения. А вместе с колеблющимися между верой и неверием они более чем втрое преобладают над неверующими и атеистами и во многом определяют мировоззренческую атмосферу в обществе.

Подавляющее большинство среди верующих в нашем в основном русскоязычном регионе составляют православные - 87,9% (правда, их доля за минувший год понизилась на 3,2%). К старообрядцам себя относят 2,4% опрошенных. Мусульман - 7,5% (их доля повысилась на 1,9%). Прочие (протестанты, католики, иудеи, "новые конфессии") составляют 2,2%.

Наиболее высок уровень религиозности в рабочих поселках Прикамья, где особенно остры проявления безработицы и иные негативные последствия российского кризиса. В составе верующих резко (более чем в полтора раза) преобладают женщины. Среди лиц с плохим здоровьем верующих заметно больше. Их отчетливо меньше среди граждан с высоким доходом и резко больше в среде малоимущих и пенсионеров. В то же время парадоксально, что в группе малообеспеченных граждан уровень религиозности заметно ниже, чем у более обеспеченных групп. Вероятно, эти отчаявшиеся люди уже менее других надеются на помощь Бога и Церкви.

По сравнению с 60-ми годами, когда облик верующих определяли пожилые и старики, теперь он резко омолодился: 18,5% верующих - лица до 30 лет, и вместе с тридцати- и сорокалетними они образуют 59,6% в составе общин. Религиозными сегодня считают себя едва ли не половина школьников. С возрастом религиозность нарастает, и у лиц старше 60 лет она уже составляет более трех четвертей их численности.

Три десятилетия тому назад более 90% верующих Прикамья имели начальное образование, а то и вовсе его не имели. Теперь же уровень образования верующих лишь незначительно отличается от нерелигиозной части населения. Две трети верующих - это лица, за плечами которых средняя школа, ПТУ, техникум или вуз. К религии сегодня обратились немалое число ученых и даже некоторые недавние преподаватели марксистской философии и научного атеизма. Однако и поныне религиозность находится в обратной зависимости от уровня образования, особенно она высока (до 80%) у лиц с образованием до семи классов.

Наблюдения и опросы показывают, что только небольшая часть верующих являются действительно воцерковленными, т.е. активно включенными в жизнь прихода. Какое-то число респондентов считают себя религиозными под эмоциональным влиянием кризисной ситуации либо же в силу своеобразной "моды на религию". Едва ли не половина верующих (44,9%) выполняют обряды лишь по традиции, а 27,6% и вовсе не готовы полностью их принять. В особенности это касается большинства из недавно обратившихся. Они плохо ориентируются в вероисповедных вопросах и лишь от случая к случаю участвуют в богослужениях. Немалая их часть сочетает традиционную веру с суевериями, а то и с оккультными практиками.

В составе именующих себя религиозными (особенно среди студенчества и интеллигенции) есть и те, кто практически не соблюдают обряды, имеют неопределенные размытые и внеконфессиональные представления о Боге ("что-то Высшее и Изначальное", "Верховный Дух и Разум", "Абсолютное Добро и Справедливость" и т.п.). Такой тип верующих часто именует себя "христианами вообще" или "верующими вообще", склоняясь скорее не к религии, а к своеобразной смеси мистики и расхожей морали. Особую неудовлетворенность "холодной верой" прихожан выражают служители традиционных конфессий. В большинстве нетрадиционных конфессий, где резко преобладают энергичные неофиты и отчетливо выше интенсивность миссионерской и культовой активности, "теплота веры" заметно сильней.

Фанатики в среде верующих встречаются в качестве редкого исключения и преимущественно среди неофитов. Что же до интенсивности религиозности, то она, по нашим данным, нарастает год от года. За минувшее пятилетие доля убежденных верующих увеличилась более чем вдвое. Теперь она составляет среди православных 26,1%, у старообрядцев - 37,3%, а у мусульман - 40,3%.

Опросы, наблюдения и иная объективная информация свидетельствуют, что у верующих заметно выше, чем у индифферентных граждан, выражены ориентация на моральные ценности и особая тревога по поводу усиливающихся в стране проявлений аморализма и преступности. Факты и наблюдения также свидетельствуют о возрастающем внимании верующих и религиозных общин к делам милосердия и благотворительности.

Наши исследования показывают, что верующие позитивно относятся к демократическим преобразованиям российского государства. Они заметно законопослушнее индифферентных сограждан. Подавляющее большинство верующих разделяют патриотические позиции населения и искренне поддерживают усилия по выводу страны из кризиса. Это больше всего относится к традиционным для нашего региона конфессиям. Частичное или полное отсутствие патриотической ориентации наблюдается у приверженцев так называемых новых религиозных движений.

В исследованиях ряда социологов отмечаются усиление политизации религиозной жизни России и нарастание проявлений клерикализма в различных сферах жизни. Судя по нашим наблюдениям, таковые проявления в конфессиях Прикамья по сравнению с центральными областями России выражены слабее и затрагивают скорее не паству, но некоторую часть молодых служителей культа. Более того - рядовые верующие региона политизированы заметно менее нерелигиозной части населения и в массе своей разделяют умеренные в этом отношении позиции, скорее склоняясь к "правым". Правда, у мусульман их политические ориентации отчетливо больше довлеют к "левым".

В нашем регионе зафиксирован некоторый рост монархических симпатий у отдельных православных и даже мусульманских священнослужителей и активистов, наверное, в связи с возможной канонизацией Николая II и его семьи. В то же время парадоксально, что наивысший рейтинг у верующих (даже несколько сильнее, чем у неверующих) занимает КПРФ, в течение многих десятилетий осуществлявшая борьбу с религией и Церковью.

Анализ опросов однозначно свидетельствует, что предрасположенность к радикальным формам социального протеста чужда громадному большинству верующих и выражена в несколько раз ниже, нежели у индифферентной к религии части населения. Верующие (в первую очередь - воспитанные с детства в религиозном духе и наиболее доверяющие Церкви) несравненно резче осуждают различные формы экстремизма, а в особенности - проявления насилия и вооруженные акции. Правда, и здесь фиксируются некоторые конфессиональные различия: осуждают все формы социального протеста у православных 54,5%, а у мусульман - 48,1%. Заявляют о готовности принять участие в насильственных и вооруженных формах протеста 2% у православных, а у мусульман - 7,8%.

Таким образом, исследования со всей несомненностью подтверждают, что религиозно ориентированные граждане выступают весьма важным фактором поддержания социально-политической стабильности в регионе. Определенную настороженность в этом плане вызывают лишь отдельные проявления экстремистских настроений у части проникающих в Прикамье из-за рубежа и из регионов Кавказа исламских фундаменталистов.

Пожалуй, логичнее всего завершить наш очерк о верующих их высказываниями относительно собственных перспектив. Почти половина верующих (46,6%) убеждены, что подъем религиозности будет в стране продолжаться и впредь и со временем верующими станут все. Впрочем, эту точку зрения разделяют лишь треть колеблющихся и только шестая часть иных мировоззренческих групп. Более четверти верующих (28,2%) и точно столько же всех опрошенных полагают, что сложившееся теперь соотношение верующих и неверующих не изменится и впредь. 8% верующих и 20,8% неверующих считают, что с преодолением кризиса в стране влияние религии начнет снижаться.

На наш взгляд, если в ближайшие годы будут заметно преодолены наиболее болезненные социально-экономические и политические проявления кризиса российского общества, то вслед за этим постепенно станут нарастать оптимистические перемены в мироощущении и умонастроении граждан во всех регионах. Вряд ли при этом понизится уровень глубоко верующих в разных конфессиях. Возможно, он даже будет нарастать по мере усиления активности конфессий. Верующие и в отдаленном будущем останутся значительной частью населения страны.

При всех этих переменах, ожидающих нас в будущем, уважительное отношение к религии несомненно сохранится среди всех групп населения. Важно, чтобы почтение к убеждениям верующих сочеталось с уважением к убеждениям нерелигиозной части населения страны. Именно таков исходный принцип взаимопонимания и сотрудничества граждан в цивилизованном светском государстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1632
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1017
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
736
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1007

Другие новости