ПО ТОМУ, как отметалось большинство поправок, вносимых российской делегацией в различные резолюции, особенно в те, которые прямо касались России - по Чечне или союзной нам Белоруссии, и по тому, как последнее слово по вопросам демократии и прав человека оставалось за американцами, можно сказать, что между Россией и Парламентской ассамблеей ОБСЕ сохраняется дистанция огромного размера. Не случайно эта невосприимчивость собрания к предложениям российской делегации побудила ее в конце концов не голосовать за "Бухарестскую декларацию", а воздержаться.
Декларация - документ по структуре сложный. Во-первых, она включает основную резолюцию "Надлежащая практика государственного управления: региональное сотрудничество, укрепление демократических институтов, повышение транспарентности, обеспечение верховенства закона и борьба с коррупцией". А во-вторых, в нее включается еще несколько дополнительных резолюций - по Северному Кавказу, по Юго-Восточной Европе, по Беларуси, Молдове и другим. В первую, основную, резолюцию включена статья о продолжении усилий с целью сохранить без изменений Договор по ПРО как ключевой фактор стратегической стабильности. Другой успех российской делегации: она сумела заблокировать включение румынских и молдавских поправок в резолюцию по Молдове, которые ужесточали формулировки о выводе российских войск и вооружения из Приднестровья.
А вот положения резолюции о Северном Кавказе, в которой содержатся утверждения о "грубых нарушениях прав человека" и "несоразмерном и чрезмерном применении силы", опровергнуть так и не удалось, несмотря на все выступления российских депутатов как в политическом комитете, так и на пленуме. "Первоначально резолюция по Чечне нас устраивала, - сказал глава российской делегации спикер Госдумы Геннадий Селезнев. - Потом на комитете начали вносить поправки, началась игра терминами, в результате получается некое равенство сторон: и Россия - "сторона", и бандиты - "сторона"... Мы бы хотели разводки: если говорить о "чеченской стороне", то уточнить: "за исключением главарей банформирований", чтобы они не чувствовали никакой моральной поддержки, что их всерьез принимают за какую-то сторону переговоров. Вот это почему-то депутаты не услышали".
Не были услышаны и некоторые другие российские доводы, касавшиеся, например, свободы печати в России, ситуации в Югославии, почти ультимативных претензий к белорусским властям, обвиняемых якобы в отсутствии условий для проведения свободных парламентских выборов этой осенью. Кстати, в отношениях Белоруссия-ОБСЕ сложилась парадоксальная ситуация: Парламентская ассамблея до сих пор не признает нынешнего Верховного Совета республики, и на сессии Ассамблеи три года подряд приезжают депутаты давно несуществующего ВС 13-го созыва.
Несмотря на все эти трения, в последний день сессии Геннадий Селезнев вновь был избран одним из трех заместителей председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Суммируя свои впечатления о работе 9-й сессии ПА ОБСЕ, в беседе с корреспондентом "НГ" он сказал: "Россию здесь часто недопонимают, нашу точку зрения не воспринимают. Превалирует уже сформировавшееся мнение, что Россия злоупотребляет сегодня тем, что использует довольно мощное оружие по подавлению боевых банд в Чеченской Республике и что в результате страдают мирные граждане. Мы объясняем, как идет процесс мирного урегулирования в Чечне, как обустраиваются районы, где уже боевых действий не ведется. Мы подчеркнули, что российские солдаты погибают в Чечне, оберегая от терроризма не только Россию, но и Европу в целом┘ Пока говоришь с депутатами с глазу на глаз, понимание есть, когда же окунаешься в общую массу участников Ассамблеи, то чувствуешь, что это хорошо сплоченный давным-давно коллектив, который новых идей, новой информации не воспринимает, а к России по-прежнему относится с большой настороженностью, что очень жаль. Конечно, здесь все проходит мягче и деликатнее, нежели в Страсбурге. Здесь никто не предлагает как-то ущемить интересы России по участию в европейских процессах. Другое дело, что, к сожалению, ОБСЕ и наша Парламентская ассамблея начинает напоминать Страсбург тем, что обращают внимание не столько на вопросы европейской безопасности, экономического сотрудничества, сколько на вопросы, связанные с правами человека. А это уже, как говорится, плохой дубль того, что делает Страсбург, и выбивается из рамок нашего регламента и нашего устава".
Один из примечательных итогов работы сессии ПА ОБСЕ в Бухаресте - ее председателем впервые избран выходец из Восточной Европы, румынский независимый депутат, бывший министр иностранных дел Румынии Адриан Северин. "Позиция российской делегации, - заявил он журналистам, - была открытой, взвешенной и конструктивной. Это настоящий партнер для диалога". Есть надежда, что его председательство вдохнет новую жизнь в работу Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Бухарест