- КАК в таком случае должны восприниматься властью Эстонии приходы, находящиеся в юрисдикции Константинопольского патриархата?
- Мы не оспариваем преемственности приходов, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Но мы хотим признания приходов юрисдикции Московского патриархата такими же преемственными, как и Константинопольского. Церковь, бывшая единой до войны, разделилась на две юрисдикции, но и та и другая сторона имеют право на преемственность.
- Как вы считаете, есть ли реальные шансы на то, что эстонская власть пойдет навстречу пожеланиям, изложенным в обращении Собора?
- Теперь действительно многое зависит от государственных органов власти. Но они, насколько я понимаю, не считают себя способными удовлетворить эти пожелания, ссылаясь при этом на определенные тонкости эстонского законодательства. Эстонские власти сумеют оказать содействие приходам, находящимся в юрисдикции Московского патриархата в получении такой регистрации и оформлении прав собственности на храмы.
- Вы рассчитываете на какую-либо поддержку со стороны российских властей?
- Мы надеемся, что эта проблема учитывается при проведении российско-эстонских переговоров, поскольку она касается не только межконфессиональных отношений.
Нужно заметить, что государственные органы Эстонии пока никак не отреагировали на обращение Собора Эстонской Православной Церкви. Собор не оправдал слухов о том, что на нем будет предпринята попытка на официальном уровне дезавуировать Патриарший Томос от 1993 года о предоставлении автономии Эстонской епархии. Если эстонские власти и согласятся зарегистрировать их как правопреемников "Эстонской Апостольско-Православной Церкви", необходимо будет еще урегулировать этот вопрос с Константинопольским патриархатом. Ведь на последней официальной встрече между представителями Московского и Вселенского патриархатов 26 марта этого года глава Эстонской Православной Церкви в Константинопольской юрисдикции митрополит Стефан потребовал от Русской Церкви безоговорочного признания себя как единственного главы Эстонской Православной Церкви. Такая категоричность может объясняться уверенностью в безусловной поддержке эстонских властей, и в случае ее потери Константинопольский патриархат вынужден будет пересмотреть свои позиции.
Из информированного источника в Министерстве иностранных дел нам стало известно, что вопрос о положении Православной Церкви в Эстонии затрагивался в ходе прошедших недавно в Санкт-Петербурге российско-эстонских переговоров. По словам источника, эта тема обсуждалась в конфиденциальной беседе между премьер-министром Эстонии Мартом Лааром и вице-премьером РФ Валентиной Матвиенко. Источник подчеркнул, что, по словам Матвиенко, между сторонами было "достигнуто взаимопонимание" в этом вопросе. Он также отметил, что эта тема не будет сниматься с повестки дня в российско-эстонских переговорах.
(Полностью материал будет опубликован в приложении "НГ-религии", которое выйдет 12 июля).