"СОЮЗ труда и "зеленых" - вот сила, способная вернуть Америку ее народу!", "Большие кошельки, вы и не знали, что время платить по долгам!", "Чем чаще мелькают Буш и Гор, тем больше склоняешься голосовать за Нэйдера!"
Слыша подобные лозунги предвыборной кампании партии "зеленых" США, общенациональный съезд которой прошел в Денвере (Колорадо), трудно поверить, что находишься в Соединенных Штатах. Однако в последние дни глазам открывается поистине "другая Америка", та, что представлена профсоюзами, возмущенными смычкой двух вечно правящих партий с могущественными корпорациями, Америка, что представлена "третьими партиями", на этот раз, по-видимому, серьезно намеренными расшатать давно установившуюся систему, не допускающую в большую политику "чужаков".
"Кампании-2000" в США не откажешь в динамичности, что в значительной степени объясняется привлечением внимания широких масс американских избирателей последовательно все к новым героям борьбы за Белый дом. В этой роли уже побывали Пэт Бьюкенен, заслуженный республиканец, покинувший партию из-за принципиальных разногласий с ее руководством и выдвинувший свою кандидатуру от Партии реформ; "ворошиловский стрелок" Джон Маккейн, чуть было не лишивший Буша положения номинанта от своей партии; Билл Брэдли, по общему признанию серьезно встряхнувший почившего было на лаврах Альберта Гора и заставивший его, сменив чопорный облик вице-президента на спортивный имидж борца за ценности демократии, "пойти в народ". И вот сейчас, когда до выборов президента остается всего четыре месяца и, казалось бы, для большинства американцев не осталось сомнения в перевесе Буша над Гором и, следовательно, в исходе выборов в рамках "кампании-2000", по общему признанию, образовался новый центр притяжения. На этот раз "героем дня", вне всякого сомнения, стал только что утвержденный номинантом от партии "зеленых" Ралф Нэйдер.
Здешние аналитики расходятся в оценке перспектив динамики рейтинга Нэйдера в оставшийся срок "кампании-2000" (сейчас его рейтинг в целом по стране 7%, в Калифорнии - 9%), соглашаясь лишь в том, что его шансы стать хозяином Белого дома равны нулю. Вместе с тем никто не оспаривает значения самого факта появления этого "героя" в качестве даже номинального соперника двух "основных" кандидатов, поскольку абсолютно очевидно, что на этот раз речь идет о своего рода уникальной для американского общества личности, о которой говорят, что после Джефферсона и Линкольна американцам еще не приходилось видеть перед собой столь достойного претендента на пост президента страны.
Безупречно честный, скромный, бескорыстный, принципиальный, прекрасно образованный, великолепно владеющий ораторским искусством, Нэйдер, по словам его сторонников, посвятил все сорок лет своей деятельности как адвокат, защищающий интересы рядовых американских потребителей, службе общественному благу. То что этот человек успел сделать для рядовых американских граждан, "находясь вне рамок системы управления", намного превышает сделанное интегрированными в эту систему "основными" кандидатами - Бушем и Гором.
Человек, о котором американцы говорят, что он сам по себе есть "гражданское движение", как гражданин и политик был, по его собственному признанию, сформирован матерью, американкой ливанского происхождения, которая заложила в сознание девятилетнего сына понятие патриотизма как готовности совершить в своей жизни нечто такое, в результате чего любимая тобой родина станет еще более достойна любви. Став известным стране еще в 60-е годы в связи с выигранной им тяжбой против крупных автомобильных корпораций, Нэйдер в последующие годы содействовал выдвижению целого ряда законопроектов общенационального значения, направленных на реорганизацию системы здравоохранения, системы страхования трудящихся ряда крупнейших отраслей производства.
Сейчас, когда по замечанию известного американского журналиста Дэйвида Бродэра, США более всего нуждаются в "независимой партии", Ралф Нэйдер по-прежнему отказывается от формального членства в какой-либо политической организации, не желая быть замешанным в неизбежные внутрипартийные склоки. Согласие выступить в качестве номинанта от партии "зеленых", по его собственным словам, продиктовано стремлением довести до сознания широких масс американцев программные установки этой организации, наиболее близкие его убеждениям и в наибольшей степени отвечающие интересам трудящихся этой страны. Речь идет о требовании гарантировать всем американцам медицинское страхование, значительно сократить разрыв в доходах бедных и богатых, перераспределить национальное богатство, для чего перевернуть с головы на ноги экономическую пирамиду, в которой верхушка общества, составляющая 1% населения, обладает богатством, равным совокупному имуществу 95%, образующих ее основу; содействовать росту доходов, привлекая трудящихся к участию в профсоюзах; покончить с нищим детством; значительно увеличить налогообложение крупнейших корпораций, принять законы против губительной для экосистемы практики нещадной эксплуатации корпоративным капиталом природных ресурсов страны.
Совершенно очевидно, что сегодня подобная программа отвечает интересам не только "либеральных" американцев, всегда тяготевших к "зеленым", но и демократов в целом (не случайно две трети электората Нэйдера составляют бывшие демократы) и даже части консерваторов. Именно к последним Нэйдер обращался в своем выступлении на съезде в Денвере, подчеркивая общечеловеческую ценность задач партии "зеленых" и враждебность этим ценностям корпоративного капитала: "Разве не выступят консерваторы в отличие от корпораций в поддержку движения за безопасную экологию, за отмену корпоративной системы "велфера", против коммерциализации детства?!" Возможность поддержки кандидатуры Нэйдера частью консерваторов признают не только в предвыборном штабе республиканского кандидата Джорджа Буша, признает ее и Пэт Бьюкенен, который уже заявил, что видит в перспективе утрату части голосов своих потенциальных избирателей-консерваторов.
Съезд партии "зеленых" состоялся в тот момент "кампании-2000", когда Джордж Буш и Альберт Гор в преддверии съездов своих партий в срочном порядке решают вопрос о кандидатуре потенциального вице-президента. Здесь подчеркивают, что на этот раз наиболее "выигрышным" вариантом для обоих кандидатов было бы выдвижение на пост вице-президента женщины. Нэйдер, однако, уже опередил и Буша, и Гора в этом вопросе, заручившись согласием баллотироваться в вице-президенты от партии "зеленых" известной активистки движения за права американских индейцев Виноны Ладьюк, проживающей в одной из индейских резерваций в северо-западной части штата Миннесота.
Съезд партии "зеленых" завершился призывами к активизации действий, направленных на привлечение к поддержке Ралфа Нэйдера всех разочарованных политическим истеблишментом страны. Задача минимум - обеспечить участие Нэйдера наряду с другим кандидатом "третьей силы" Пэтом Бьюкененом в трех турах общенациональных осенних дебатов накануне выборов; добиться 5%-ной поддержки электората, что обеспечит партии "зеленых" статус общенациональной партии и получение федеральных фондов на проведение очередных президентских выборов в 2004 году. С учетом ныне действующей системы проведения выборов, фактически блокирующей участие на решающих этапах избирательной кампании представителей "третьих сил", Ралф Нэйдер обратился с призывом к двум "основным" кандидатам содействовать подключению к дебатам кандидатов от партии "зеленых" и Партии реформ. Объясняя свой шаг, Нэйдер заявил: "Исключить возможность участия законных кандидатов третьих партий в политических дебатах - означает ограничить демократический процесс соревновательности, на котором, казалось бы, должна строиться американская выборная система. Чего опасаются эти двое? Они должны преодолеть боязнь новых идей и альтернативных голосов и тем самым сделать политический процесс открытым для американского народа... Наша страна имеет гораздо больше проблем, чем она того заслуживает, у нее значительно больше возможностей решить эти проблемы, чем те, что она использует. Я говорю о тех возможностях решения проблем, которые связаны с участием граждан и профсоюзов, с привлечением ресурсов - и возрождением мечты".
Сан-Франциско