Марек Сивец. Фото автора |
- ГОСПОДИН Сивец, говоря о состоянии российско-польских отношений, нельзя не вспомнить уже подзабытые всеми за минувшие месяцы шпионский скандал и инцидент с российским консульством в Познани. Очевидно, вы знакомы с оценками, которые давали этим событиям российские СМИ. Вместе с тем за это время в наших отношениях мало что изменилось. Хотелось бы выслушать польскую точку зрения на эти проблемы из уст человека, который во многом определяет процесс принятия важнейших политических решений в Варшаве.
- По своему складу я оптимист. Однако упомянутые вами события я бы разделил на две категории. Первая - это события, относящиеся к группе государственных решений, которые влияют на международные отношения. Они имеют характер политики со всеми вытекающими последствиями. А вторая группа событий - это инциденты, которые портят межгосударственные отношения. И я считаю, что через этот кризис и взаимную реакцию на его различные моменты мы стали ближе к тому, чтобы отделить реальную политику от эмоциональной сферы.
Если Польша принимает решение о выдворении российских дипломатов, то это - государственное решение, за которое несут ответственность государственные власти, включая последовавшую российскую реакцию. Но то, что произошло в Познани, - это уже инцидент, который очень плохо сказывается на настрое польско-российских связей.
Надеюсь, что эти вещи будут отделяться друг от друга. Инцидент в Познани был у нас осужден. Мы сделали выводы из всего этого. Я думаю, что вы, русские, тоже.
Я считаю, что имеется несколько моментов, которые дают надежду на шанс улучшить наши отношения. Первый момент - это государственные интересы Польши и России. Надо определить эти интересы. В какой-то мере они известны. То, в чем заинтересована Польша, то, в чем заинтересована Россия. Эти интересы существуют, и, по моей оценке, лидеры Польши и России, президенты обеих стран хотят действовать в пользу и во имя этих интересов.
В российских политических элитах, в общественном мнении есть группы и партии, обремененные имперским синдромом. Он, в свою очередь, порождает антипольский подход, антипольские настроения. Есть злость на Польшу, которая вышла из сферы влияния. А в Польше существует круг политиков, которые представляют то, что я называю русофобией. Там ставят знак равенства между Российской империей, Советским Союзом и Российской Федерацией. Вспоминают прошлые исторические обиды. Все то, что происходит на Востоке, априори считается угрозой. Значит, лучше держаться подальше. И об этом говорят серьезные люди, не сумасшедшие, не провокаторы. Конечно, они крупные антикоммунисты. Они относятся к России как к какому-то новому варианту империи, которая экономически слаба, но в военном отношении сильна. И поэтому Польша, мол, должна быть форпостом Запада. Но так думает меньшинство. Я полагаю, что начинает преобладать иное мышление, где начинают отличать Россию 2000 года от СССР, отличать реальную политику от предрассудков и стереотипов. Важно чтобы те, кто мыслит рационально и спокойно, находили между собой с обеих сторон партнеров.
- Похоже, что президенты Польши и России понимают опасность политической конфронтации, коль скоро начали телефонный диалог друг с другом. Какое значение он имеет?
- Их телефонные переговоры - гарантия стабильных контактов между поляками и русскими, между нашими народами. Если большинство общества считает, что нужно поддерживать нормальные, разумные, прагматичные отношения с Россией, ни одна партия, которая выступает против, не получит поддержки избирателей.
- Какие шаги могли бы привести к размораживанию отношений между Польшей и Россией?
- Полагаю, что в больших и малым делах мы должны оказать друг другу доверие. У поляков, как и у русских, есть одна общая черта - мы очень восприимчивы, очень чутки, очень горды. Нельзя унижать гордость и достоинство наций. Напротив - надо с уважением относиться к тому, что естественно для обоих народов. У нас есть чувство своей ценности, у вас - своей. Очень важны контакты на высшем уровне. Потому, что они создают благоприятную политический атмосферу. Особенно в ситуации, в которой находится Россия. Вы по-прежнему являетесь централизованной страной, где от позиции президента зависит очень многое.
- У вас большой аппарат?
- К сожалению, нет. В Бюро национальной безопасности Польши работает около 40 человек. Это примерно 1/7 численности аппарата президента. Мы занимаемся тем, что, с точки зрения политиков и военных, является главным: создаем предпосылки для принятия президентом необходимых решений в сфере национальной безопасности. В мирное время таких решений немного. Например, в этом году будут назначаться новые главнокомандующие видами вооруженных сил, начальник Генерального штаба. Президент должен знать, кого назначить. Поэтому мы готовим свои предложения на этот счет.
- В какой мере президент Польши опирается на те рекомендации, которые вы ему даете?
- Процесс принятия решений президентом следующий. Сначала он дает мне некоторые установки, выдвигает идеи, описывает цель, которую хочет достигнуть. А мне нужно представить варианты. Есть несколько моментов, когда мы свою работу выполнили удачно. Это процесс приобретения членства в НАТО, а также подготовка к саммиту в Стамбуле и подписание Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Я также весьма доволен развитием польско-украинских отношений, поскольку я этим вопросом занимаюсь весьма плотно.
- Совет безопасности РФ сегодня становится важнейшим центром принятия решений. Скажите, а вы знакомы со своим российским коллегой, секретарем СБ Сергеем Ивановым?
- Мы встречались с ним в Киеве. Я считаю, что это политик нового склада. Да и вообще пост секретаря СБ РФ - это то место, куда попадают незаурядные личности.
Варшава-Москва