СЕМЬДЕСЯТ один год длилось в Мексике господство институционно-революционной партии, оказавшейся после свержения КПСС старейшим в мире долгожителем у государственного руля. И вот сегодня ее власти пришел конец: на президентских выборах против кабинета Франсиско Лабастиды проголосовали большинство избирателей. Следующим президентом страны - он вступит в должность 1 декабря - становится Висенте Фокс, кандидат Партии национального действия (ПНД), глава альянса за перемены, которому отдали голоса 47% избирателей, принимавших участие в выборах (в Мексике для победы на президентских и других выборах, проходящих в один тур, достаточно относительного большинства).
Фоксу 58 лет. До недавнего времени он был губернатором процветающего штата Гуанахуато, где пользуется - свидетельствую лично - очевидной популярностью. ПНД, которая выдвинула Фокса своим кандидатом, опирается в основном на буржуазные круги, энергичных предпринимателей, от крупных до мелких, но также на немалую часть интеллигенции и молодежи. До вхождения в политику Фокс успешно руководил мексиканским филиалом "Кока-колы" (кстати, Мексика занимает первое место в мире по среднедушевому ее потреблению). Фоксу и его семье принадлежат животноводческая ферма и фабрика по производству кожаных изделий.
По мнению особенно молодых мексиканцев, двухметровый Фокс с его эффектными усами (последние - излюбленный объект карикатуристов) выглядит настоящим "мачо" (буквально - самец), привлекающим внимание здешних дам. У Фокса четверо детей, сейчас он в разводе, но здесь ходят слухи о его альянсе с одной из популярных актрис.
Что касается будущего кабинета Фокса (здесь, как в США, президент является главой правительства), то Фокс объявил, что сформирует "плюралистическое правительство".
Чем объясняется поражение правящей партии, масштабов которого не предвидел и сам победитель? Прежде всего, конечно, усталостью народа от многолетнего ее всевластия, выливавшегося порой в подлинный беспредел - от разграбления государственных средств до убийств политических противников. Особенно характерно в этом смысле было президентство Карлоса Салинаса (1988-1994), обеспеченное похищением у его конкурента, лидера левоцентристской Партии демократической революции (ПДР) Куаутемока Карденаса, избирательной победы в 1988 г. со ссылкой на выход из строя главного компьютера по подсчету голосов. Впрочем, десятилетием позже партия Карденаса взяла частичный реванш, одержав победу на первых в истории выборах столичного мэра. И на сегодняшних выборах новым мэром города Мехико, оспаривающего у Токио первое место в мире по численности населения, избран кандидат ПДР Лопес Обрадер. Почти уверен, что на следующих президентских выборах он станет кандидатом ПДР.
Нельзя не отметить достойное поведение действующего президента Эрнесто Седильо, который в отличие от своих предшественников не давил на избирательный процесс, более того - способствовал преобразованию Мексики в страну, как он сам только что выразился, "зрелой демократии". Своего преемника и политического оппонента он поздравил с победой и обещал обеспечить нормальную передачу власти. Но, думаю, Седильо не простят поражения правящей партии ее активисты, ее "касики" (на индейском - местные вожди), утратившие сейчас власть и доступ к ее кормушкам.
Вряд ли превращение бывшего руководителя "Кока-колы" в президента Мексики приведет к большему проамериканизму в ее политике. Мексиканские руководители - и прошлые, и сегодняшние, и завтрашние - неизменно отдают себе отчет во врожденной настороженности здешних жителей к США, которые полтора века назад аннексировали у Мексики большую половину ее территории. Мексика во многом, и прежде всего в экономике, зависит от США, на которые приходится большая часть их внешней торговли, и туда не случайно перебрались - легально или нелегально - миллионы мексиканцев. Но это еще не приводит к задушевной дружбе.
Как сложатся отношения меняющейся Мексики с нашей страной? Полагаю, они будут развиваться в лучшую сторону. Как опытный предприниматель, Фокс, конечно же, будет способствовать нашей взаимной торговле, которая пока что сокращается, вместо того чтобы нарастать, опираясь на колоссальные, пока не используемые возможности. Примечательно, что в ходе своей избирательной кампании Фокс с гордостью сослался на свои былые контакты с Михаилом Горбачевым. Думаю, что при желании дело не станет и с обменом визитами на самом высоком уровне.