КАЖДЫЕ полгода одна из 15 стран - участниц Европейского союза заступает на председательскую вахту. 1 июля Португалию сменила Франция. Надо сказать, что председательствующие страны стремятся оставить свой заметный след, как-то отличиться за этот срок. Французы, которым политических амбиций не занимать, составили внушительный перечень того, чем намерены заняться, в том числе представив расписание 17 совещаний и конференций.
В качестве главной задачи выделено реформирование Европейского союза с учетом того, что к 2005 году число его участников должно удвоиться. Зафиксированные в Римском договоре и 38 последовавших затем дополнениях из 700 статей и параграфов положения вырабатывались с учетом 6, а затем 12 и 15 участников. Для ЕС из 28-30 членов, каким он в скором будущем станет, эти рамки явно тесны, не по росту, они не будут соответствовать его новому составу. Так что речь идет о том, чтобы создать единый кодекс поведения во всех сферах жизни и деятельности для весьма отличающихся друг от друга народов. Причем проблема также в том, что по данной теме нет идентичности взглядов не только среди участников ЕС, но и внутри каждой из стран. Особенно это касается самой Франции: президент Жак Ширак и правительство во главе с Лионелем Жоспеном высказывают неоднозначные мнения относительно будущей архитектуры Евросоюза.
Вторым по сложности вопросом для Парижа будет расширение ЕС. Первоначально, когда восточноевропейцев принимали в качестве абитуриентов, все вроде бы было гладко. Но только на бумаге. Когда же стали заниматься этим вплотную, то образовалась дистанция "огромного размера" не только в экономических, социальных, правовых сферах, но и в укладах Западной и Восточной Европы. Теперь главная проблема - как в сжатые сроки сблизить эти две части континента. Жак Ширак предлагает вычленить из общего контекста ЕС некий авангард, или, по его словам, "группу стран-пионеров", на которые бы равнялись остальные. Предложение оспаривается, что вполне понятно. Фактически дело идет к тому, чтобы от принципа равенства стран независимо от их величины перейти к иному критерию - узаконить главенствующую роль государств-распорядителей и отнести всех остальных участников в разряд подчиненных.
На практике так и получается. Внутри ЕС сложился тандем Франции и Германии, задающий тон другим участникам, которые, в свою очередь, также группируются по своим интересам: Италия с Испанией; Великобритания с Ирландией; у Дании, Швеции, Финляндии - своя когорта; Бенилюкс - давно сложившийся альянс малых стран.
Третьим пунктом в полугодовой программе французского председательства значится продвижение вперед дела создания системы европейской обороны. Как известно, по решению глав государств и правительств контингент сил быстрого реагирования в количестве 60 тысяч человек должен быть сформирован к 2003 году. Время для осуществления этого решения еще есть, но пока нет полного единства в том, как эти силы должны строиться, финансироваться и использоваться. К тому же и США исподволь ведут диверсионную работу, чтобы создание таких воинских частей у европейцев тянулось как можно дольше. С этой целью оказывается давление на некоторых руководителей в Европе. Так что французам придется вести борьбу и на этом фронте.
Согласно уже выработанной программе, на 30 октября в Париже назначена встреча высших руководителей стран ЕС и России, которой будет предшествовать совещание министров иностранных дел.
Брюссель