ДАЖЕ в "идущей впереди прогресса" Америке немного найдется городов, которые подобно Сан-Франциско представляют наисовременнейшие тенденции развития мира, в первую очередь тенденцию к глобализации и к симбиозу многонациональных культур. На западном побережье знаменитый американский "тигель" пока еще не дает очевидных сбоев, и Калифорния, занявшая в конце 90-х годов первое место среди американских штатов по количеству принятых иммигрантов, служит достойным примером творческого сотрудничества представителей всех без исключения рас, культур, цивилизаций, населяющих планету. Однако и здесь возникла проблема, неожиданно оказавшаяся в центре внимания жителей Сан-Франциско в связи с планом художественной комиссии города перенести два исторических памятника - основателю города Хуану Батисте де Анза (1736-1788) и его патрону королю Испании Карлосу Третьему (1716-1788) - в исторический центр Сан-Франциско, к положившей основание городу Миссии Долорес, первоначально называвшейся Миссией Святого Франциска Асисского.
Совет наблюдателей, в компетенцию которого входило принятие окончательного решения, внезапно оказался завален петициями протеста, в которых Анза и король Карлос Третий предстали символами испанского империализма и геноцида в отношении коренного населения Калифорнии в целом и индейцев района Сан-Францисского залива в частности. Хотя проведенное в срочном порядке историческое расследование не подтвердило прямой причастности обоих исторических лиц непосредственно к действиям испанских конкистадоров на завоеванной два столетия назад территории, тем не менее невозможно снять с них ответственность за само решение заселить Калифорнию испанцами и превратить исконное население в подданных Испанской империи. Как известно, 77-летнее "освоение" Калифорнии испанцами, затем мексиканцами привело к сокращению числа коренных жителей в два раза - с 300 до 150 тысяч. Ставшая основанием будущего Сан-Франциско Миссия Долорес занимала при этом первое место среди всех испанских миссий в Калифорнии (всего их насчитывалось 21) по уровню смертности в индейских племенах на подведомственной ей территории. Индейцы стали жертвами завезенных европейцами болезней, непосильного рабского труда, а также разрушительного процесса уничтожения исконной культуры.
Сейчас готова разразиться новая схватка - между противниками и защитниками решения о переносе памятников. К последним относятся потомки испанских конкистадоров, руководимых тем самым Анза, которого считают основателем Сан-Франциско и сподвижником "просвещенного деспота" Карла Третьего, решение которого о колонизации Калифорнии объяснялось опасением дальнейшего проникновения в эти земли англичан и русских. Объединенные в общественную группу "Друзей Анзы" жители города ставят цель установить историческую справедливость, проследив и документировав весь путь, проделанный их далекими предшественниками из Мексики к берегам Сан-Францисского залива. Группой уже обнаружено немало свидетельств "справедливого" отношения их предков к коренному населению Калифорнии. Газета "Сан-Франциско кроникл" приводит в связи с этим слова одного из активных защитников чести испанского прошлого Калифорнии лесничего Национальной службы парков Сан-Франциско Дона Каратэ: "В эти дни много говорится о насилии испанцев над индейцами, о разрушении ими природных ресурсов, при этом почему-то забывается о том, что натворили в этих местах американцы, когда с 1849 года стали хозяевами Калифорнии и Сан-Франциско. Но при этом мы по-прежнему называем их "пионерами"┘"
Сан-Франциско