Предыдущая модель суперэкспресса "Синкансэн" и самый быстрый японский "поезд-пуля" "Нозоми". Фото из журнала "Ниппония" |
В ДЕЛИ с нетерпением ожидают прибытия делегации известной частной японской фирмы, которая представит детальный проект создания в Индии системы скоростных поездов, или "поездов-пуль". Именно этим термином стало привычным называть экспрессы, несущиеся уже много лет по Японским островам со скоростью до 300 километров в час.
Предложение об этом японская сторона сделала во время последнего визита в Японию государственного министра железных дорог Дигвиджая Сингха. Положительно ответив на предложение, индийцы тем не менее заметили, что должны будут рассмотреть предложения и других стран, известных своими скоростными поездами: Франции, Британии и иных, если, конечно, таковые поступят.
По предложению японцев они полностью профинансируют строительство железнодорожных линий с ограждениями по обеим сторонам, поставят подвижной состав и иную технику, системы регулировки, сигнализации и безопасности. Предполагается, что японская компания будет полной владелицей системы скоростных поездов, пока не вернет затраты на нее, на что потребуется 7-10 лет. После этого "поезда-пули" перейдут в индийскую собственность.
Предложенный проект чрезвычайно актуален для Индии из-за растущих проблем на железных дорогах, которые оказались перегруженными и практически перестали справляться с потоком грузов и пассажиров, особенно по популярным направлениям. Кроме того, он весьма привлекателен тем, что все затраты берут на себя японцы, а затраты немалые: например, стоимость строительства одного километра составляет около 200 млн. рупий.
Стоимость пассажирского билета, судя по предварительным расчетам, будет составлять около 800 рупий за час поездки - это лишь ненамного дешевле, чем цена самолетного билета. Однако считается, что если скоростные поезда пойдут по таким направлениям, как Дели-Агра, Дели-Канпур с продолжением до Лакхнау и Калькутты, Дeли-Джайпур, Дели-Чандигарх, Ахмадабад-Бомбей, то они станут гораздо рентабельней самолетов по нескольким причинам: поезда гораздо комфортабельнее, дают возможность выйти на промежуточных станциях, они не зависят от погоды (например, во время муссонов). Наконец, не забудем чрезвычайную популярность в Индии именно железнодорожного сообщения, которое стало буквально народным, будь то пригородные электрички или поезда дальнего следования.
Новый проект, по мнению Дигвиджая Сингха, будучи первым такого рода с участием иностранной компании, может открыть для Индии аналогичные возможности и в других областях и вообще перевернет всю традиционную систему взаимодействия с иностранными инвесторами и внедрением иностранных технологий. Любопытен и другой момент. Японская компания предлагает широкомасштабное сотрудничество с Индией вопреки всем заявлениям правительства ее страны о наложении экономических санкций в связи с ядерными испытаниями 1998 г. Мы - частная фирма, ответил один из ее представителей токийскому корреспонденту "Хиндустан таймс", и нам мало дела до указаний чиновников, а выгоду мы упускать не собираемся: Индия - огромный рынок.
Дели