0
2577
Газета В мире Интернет-версия

01.07.2000 00:00:00

"Группа Рио" выросла на треть

Александр Трушин

Об авторе: Александр Трушин - корреспондент ИТАР-ТАСС в Центральной Америке.

Тэги: Америка


Древние улочки старой части Картахены-де-лас-Индиас со старинными домами под красной черепичной крышей и затейливыми романтическими балкончиками, крепостные стены с пушками, направленными в сторону моря, прекрасные отели на его берегу, история пиратов и инквизиторов, которыми так богат этот колумбийский город - все это уже давно превратило эту карибскую жемчужину в традиционное место международных кинофестивалей, конкурсов "королев красоты", важных региональных политических и экономических встреч, форумов. Один из них недавно состоялся в этом городе, когда Картахена принимала глав государств и правительств 18 стран - членов "Группы Рио-де-Жанейро", собравшихся на очередной, 14-й по счету, саммит.

На встрече рассматривались весьма серьезные вопросы. И тем не менее хозяин форума, президент Колумбии Андрес Пастрана сделал все возможное, чтобы воспоминания об этом событии остались в памяти гостей надолго. Саммит начался и закончился под прекрасные карибские ритмы, которые в Колумбии называются "балленато". А президент Венесуэлы Уго Чавес не выдержал и на заключительном приеме пустился в пляс вместе с группой популярных колумбийских танцовщиц. Уго Чавес постоянно находился в центре внимания иностранной прессы, освещавшей картахенский форум. Венесуэльский лидер выступал с трибуны саммита больше всех, зачастую используя популистские и патриотические лозунги, постоянно обращаясь к героическому образу освободителя Латинской Америки Симона Боливара и резко критикуя неолиберальную экономическую модель развития. Уго Чавес занял довольно жесткую позицию в вопросах демократии.

Эта тема, кстати сказать, была главенствующей на форуме, который выявил две тенденции, складывающиеся на политической арене континента в подходе к демократическим процессам. Одну из них представляют Эрнесто Седильо (Мексика) и Фернандо Энрики Кардозу (Бразилия), а другую - Уго Чавес (Венесуэла) и Альберто Фухимори (Перу). Мексиканский лидер в своем выступлении обратил внимание на "нависшие над демократией в Латинской Америке "черные тучи", имея в виду, в частности, недавние выборы в Перу. Нельзя позволить, заявил Седильо, чтобы в регионе произошел "антидемократический накат". Этот тезис был полностью поддержан его бразильским коллегой.

Противоположную точку зрения высказал Уго Чавес, подчеркнувший, что опасность установления диктатуры существует в тех государствах региона, которые "отягощены нищетой". "Настоящие "черные тучи" так называемой "несовершенной демократии" - это нищета", - добавил венесуэльский президент. Полемизируя с некоторыми латиноамериканскими лидерами, настроенными критически в отношении недавних президентских выборов в Перу, Чавес заявил, что встречи на высшем уровне не должны служить трибуной для взаимных обвинений, а призваны искать пути укрепления региональной кооперации и сотрудничества. Венесуэльский лидер выступил с ценной инициативой создать Латиноамериканский валютный фонд, который, по его мнению, должен служить инструментом "противостояния натиску процесса глобализации мира".

Впервые за многие годы "Группа Рио" увеличилась сразу на 6 новых членов - за счет центральноамериканских государств и Доминиканской Республики. Но это не всем пришлось по душе. Некоторые наблюдатели высказали мнение о том, что расширение "Группы Рио" несет в себе опасность потери значимости этой региональной группировки и превращения ее в орган, параллельный Организации американских государств (ОАГ). Как считает бывший министр иностранных дел Венесуэлы Мигель Анхель Ривас, включение дополнительного числа стран в эту группу приведет к ее застою. Организация с таким большим числом участников, заявил он, перестанет быть действенным механизмом, а станет лишь трибуной обнародования деклараций, которые никогда не будут осуществляться на практике.

Таким образом, создается новая ОАГ со всеми присущими ей пороками, недостатками и бюрократией. Поэтому, полагает Мигель Анхель Ривас, необходимо пересмотреть параметры "Группы Рио" с тем, чтобы она могла выполнять поставленные перед ней цели добиваться "политического согласования" в таких сферах, как демократия и региональное единство.

Вместе с тем на встрече подчеркивалось, что "Группа Рио" должна использовать свое влияние и более эффективно функционировать как механизм согласования, диалога, стать действительно сильным посредником между Латинской Америкой и глобальными международными группировками, такими как Европейский Союз.

Говоря о реформе архитектоники международной финансовой системы, участники форума заявили, что она должна быть менее уязвима для латиноамериканских стран в случае неожиданных кризисов на рынках капитала. В этой связи предлагается разработать на региональном уровне программу не только противостояния этим кризисам, но и аккумулирования ресурсов, рассчитанных на длительный срок и предназначенных для консолидации латиноамериканских экономик и поддержки развития и финансирования социальных проектов.

Как и Уго Чавес, повышенным вниманием у журналистов пользовался перуанский президент Альберто Фухимори, но он старался их избегать и стремился поговорить наедине со своими коллегами, особенно с президентом Мексики, озабоченным нависшими над латиноамериканскими демократиями "черными тучами". Фухимори пытался объяснить Эрнесто Седильо и другим президентам простую вещь: хотя выборы в Перу были безальтернативными, в результате чего Лиму покинули наблюдатели ОАГ, а США затем фактически не признали итоги голосования, он, Фухимори, вполне законным образом в третий раз подряд занял президентское кресло, так как его поддерживает большинство перуанцев. Перуанскому лидеру так и не удалось поговорить по душам со своими коллегами, хотя он и достиг главной цели - никто его не осудил публично, как того хотел бы Вашингтон. Однако никто из участников Картахенского форума не пожелал фотографироваться рядом с Фухимори. А в старинной крепости Сан-Фелипе-де-Барахас, десятилетиями охранявшей Картахену-де-лас-Индиас от набегов пиратов и ставшую местом прощального приема по случаю окончания саммита, он остался за столом один с дочерью Кейко и двумя своими помощниками.

Мехико


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1522
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1462
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1230
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1397

Другие новости