ИТАК, кажется, ситуация определилась. Трехсторонняя встреча в верхах с участием президента США Билла Клинтона, премьер-министра Израиля Эхуда Барака и руководителя Палестинской национальной администрации Ясира Арафата откладывается. Причем на неопределенное время.
Данное решение было принято лично президентом Клинтоном после доклада государственного секретаря США Мадлен Олбрайт в четверг. До этого Олбрайт в очередной раз побывала с визитом в Израиле и Палестинской автономии, вновь беседовала с Бараком и Арафатом и, казалось, в общем-то склонила их к пониманию того, что на данном этапе переговорный процесс на уровне делегаций потерял всякий смысл. Уровень проблем, которые стоят на повестке дня, уверяла Олбрайт, способны решить уже только национальные лидеры, а именно Эхуд Барак и Ясир Арафат, "лицом к лицу и в уединенном месте". Важно, подчеркнула на пресс-конференции в Иерусалиме Мадлен Олбрайт, чтобы обе стороны окончательно поняли, что предполагаемое соглашение хотя и затрагивает их жизненные интересы, но ни одна из них не получит здесь ста процентов желаемого.
То есть все это время Мадлен Олбрайт и прибывший на несколько дней раньше нее в регион американский координатор ближневосточного мирного процесса Деннис Росс пытались "запрограммировать" Барака и Арафата на дальнейшие уступки. При этом предполагалось, что самый болезненный вопрос - о будущем статусе Иерусалима - на саммите вообще не будет рассматриваться, а будет "заморожен" до "лучших времен". Ведь, как указывали наблюдатели, если опять начинать "с главного", любая встреча сорвется, поскольку в данном вопросе у сторон нет даже приблизительного согласия. Палестинцы однозначно требуют, чтобы Восточный Иерусалим, захваченный Израилем в ходе войны 1967 года, стал столицей их независимого государства, израильтяне же столь же безапелляционно подчеркивают, что этот город является "вечной, единой и неделимой столицей евреев".
В остальном же, очевидно, уступки предполагались. Однако, судя по всему, аргументов госсекретаря США не хватило. На сегодняшний день разногласия между сторонами еще очень велики. Как выразился один из наблюдателей, "можно переплыть реку, но нельзя океан".
К тому же и Эхуд Барак, и Ясир Арафат подвергаются серьезному давлению со стороны немалой части населения как в Израиле, так и в Палестинской автономии. Обоим за "новые уступки" чуть ли не грозят "проклятием".
На Барака, например, давит не только правая оппозиция, но и руководство некоторых партий, входящих в правительственную коалицию. О своем намерении выйти из правительства, готового на "противоречащие интересам безопасности Израиля" уступки палестинцам, заявили уже лидеры партий "Исраэль ба-алия" Натан Щаранский и МАФДАЛ Ицхак Леви. Бараку угрожают развалом коалиции, досрочными парламентскими выборами. На улицах израильских городов проходят демонстрации жителей еврейских поселений на территориях Западного берега реки Иордан, обвиняющих премьер-министра в предательстве. На стенах домов даже начали появляться портреты Барака в палестинском платке - куфии с подписью "Предатель". Наблюдатели напоминают, что подобные портреты бывшего премьер-министра Ицхака Рабина уже появлялись в Израиле - перед его убийством.
Нелегко приходится сейчас и Ясиру Арафату. По многим оценкам, руководитель Палестинской национальной администрации также подвергается сейчас серьезному давлению, причем не только со стороны руководства радикальных организаций типа "Хамас", но и со стороны "верного окружения". Палестинцы однозначно требуют полной передачи им всех территорий, захваченных Израилем в войне 1967 года. Почему, вопрошали они Мадлен Олбрайт в среду, египтяне получили обратно полностью Синай, ливанцы добились реализации резолюции ООН номер 425, сирийцы настаивают на "полном, до сантиметра" возвращении Голанских высот и только палестинцы должны идти на "территориальные компромиссы"?
Этого не может не понимать президент Клинтон. Действительно, для чего ему сейчас провал израильско-палестинского переговорного процесса? Такой исход многолетних усилий вовсе не продемонстрирует серьезной и, главное, успешной миротворческой деятельности самого Клинтона и Демократической партии в целом. Похоже, что президент США скорее действительно находится в определенной растерянности. Именно этим и объясняется его поведение на пресс-конференции в Вашингтоне в четверг, когда, к удивлению журналистов, руководитель одной из мировых держав все время повторял одну и ту же фразу: "Я просто не знаю..."
Тель-Авив