В ЭТИ выходные, 24-25 июня, в Зимбабве проходят парламентские выборы. Ожидали их с надеждой и страхом. Опасения были связаны с волной насилия, прокатившейся по стране. Началось все с массового захвата белых ферм, которые занимали черные ветераны войны за независимость и деревенская беднота. Формально они якобы устали ждать от правительства решения аграрного вопроса и начали действовать сами. Но на деле мало у кого возникали сомнения, что самовольная экспроприация идет с прямого благословения правящей верхушки. Под бушевавшие страсти передела земельной собственности развернулись атаки на оппозицию. Ее представителей и сторонников запугивали. Большинство пострадавших - члены ведущей оппозиционной партии Движение за демократические перемены (ДДП), возникшей на базе профсоюзного движения. Но есть жертвы и среди активистов правящего Африканского национального союза Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ), хотя его потери несоизмеримо меньше. Это, между прочим, показывает, кто развязал террор.
По официальным данным, которые никто не оспаривает, всего в результате столкновений на политической почве убито около 30 человек. Сказанное, безусловно, не означает, что в стране все в порядке и имели место мелкие инциденты в ходе предвыборной борьбы. Некогда одно из самых стабильных и процветающих африканских государств переживает острейший кризис с момента обретения независимости. Суть его в том, что бессменно находившаяся у власти в течение 20 лет партия ЗАНУ-ПФ, а точнее, президент Роберт Мугабе и его окружение не самым лучшим образом управляли страной. Популярность режима упала, но расставаться с браздами правления ни главный лидер, ни его окружение не хотят.
Правительство и президент винят в бедах Зимбабве местных белых, Великобританию, мировой империализм и неоколониализм. Словом, кого угодно, только не себя. То, что основная масса людей разочарована, обозлена из-за ухудшающихся условий жизни, с высоких трибун не говорят.
В одной из последних своих речей Роберт Мугабе, который лично вынужден был активно включиться в агитационную кампанию ЗАНУ-ПФ, признал, что правящую партию на предстоящих выборах ждет тяжелая борьба. Вопреки внешней пропагандистской браваде правящая верхушка явно обеспокоена вероятностью провала. И как она поведет себя в таком случае, сказать сложно. В принципе возможных вариантов немного. Первый, не самый реальный, ЗАНУ-ПФ с достоинством признает поражение. Второй, увидев, что им грозит проигрыш, власти снова развяжут ныне немного стихшее насилие и на этом основании аннулируют результаты голосования. На такой сценарий намекал на днях министр информации, почт и телекоммуникаций Чен Чимутингвенде, которому обычно поручается озвучить деликатные вопросы, чтобы посмотреть на реакцию. Нельзя полностью исключать и попытку подтасовок. Во всяком случае, правительство отвергло предложение ООН координировать действия всех международных наблюдателей, прибывших в страну, после чего ООН вообще устранилась от участия в выборах. Многим наблюдателям было отказано в аккредитации. Чен Чимутингвенде заявил, что только сам народ Зимбабве имеет право определить, как проходить голосованию. Под народом, естественно, подразумеваются власти.
Не похоже, что оппозиция легко стерпит махинации, если таковые будут. Но ЗАНУ-ПФ вполне может и честно выиграть выборы, учитывая, что ДДП пользуется поддержкой преимущественно в городах, а большинство избирателей находится в сельской местности. Для них умело разыгранная правительством карта земельного передела способна сыграть решающую роль. Однако при неблагоприятном для себя раскладе не ясно, как оппоненты режима прореагируют на неудачу. Они тоже могут прибегнуть к насилию. В свое оправдание оппозиция всегда может заявить, что игра велась нечестно не в зависимости от того, как все обстояло на самом деле.
Хараре