Таким был Освенцим в 1945 году, когда о компенсации жертвам фашизма только начинали думать. Фото из журнала "Шпигель" (М.Цухт) |
ПРАВИТЕЛЬСТВА США и Германии достигли договоренности, которая, как утверждают, окончательно открывает путь к решению давно назревшей и даже перезревшей задачи хотя бы частичной компенсации бывшим узникам нацизма за их рабский труд во время войны.
По идее последнюю точку в этой затянувшейся истории намечали поставить торжественным актом подписания некоего документа во время июньского визита президента США Билла Клинтона в Берлин. Но не удалось из-за упорства немецких концернов, превративших требование американских гарантий о недопущении дальнейших компенсаций даже не в камень, а в глыбу преткновения. Ведь в принципе, хотя и не добровольно, а под давлением внешних судебных исков и мирового общественного мнения в ФРГ уже больше года назад согласились создать фонд "Память, Ответственность, Будущее" и внести в него с упомянутой целью 10 миллиардов марок - поровну из госбюджета и взносов предприятий и фирм, использовавших в "третьем рейхе" подневольный труд узников концлагерей и насильственно угнанных жителей оккупированных стран. Можно было бы, казалось, начать необходимую работу. Но концерны и банки зациклились на гарантиях. Кроме того, в отличие от правительства, которое выделило свою долю без проблем, сбор предпринимательских средств шел со скрипом, напоминавшим с течением времени некий саботаж. По сей день недобор по этой линии составляет 2 миллиарда марок.
Впрочем, теперь в вопросе о гарантиях вроде бы достигнут "прорыв" благодаря договоренности между заместителем министра финансов США Стюартом Эйзенштадтом и специальным уполномоченным федерального правительства Отто Ламбсдорфом, достигнутой в Вашингтоне. Остается уточнить кое-какие детали, но официальное удовлетворение по этому поводу выражено как Биллом Клинтоном, так и канцлером Герхардом Шредером. Согласно документу, который будет называться "Заявлением об интересах", американская администрация обязуется высказывать свое весомо-негативное отношение к возможным новым компенсационным обращениям в судебные инстанции, а немецкие фирмы будут обязаны выплачивать возмещения за рабский труд только тогда, когда из американских судов заявители отзовут имеющиеся в них сейчас иски, количество которых колеблется, по разным оценкам, от 35 до 50. Так или иначе, бундестаг должен до ухода на летние каникулы принять соответствующий закон о фонде "Примирение, Ответственность, Будущее", после чего можно будет приступить к конкретной деятельности этой организации.
Главный вопрос, возникающий теперь, как скоро и в каких размерах бывшие рабы нацистского режима смогут получить возмещение? Лиц, имеющих на это право, во всем мире насчитывается сейчас немногим более миллиона. Но это теоретически, а практически каждому из них, а это люди весьма преклонного возраста, придется документально доказывать перед национальными фондами примирения и согласия факт своего пребывания на принудительных работах в нацистской Германии, причем только в ее границах 1937 года. Таким образом, из списка выпадают те, кого гитлеровцы насильственно заставляли гнуть спину на оккупированных территориях, а это явно несправедливо. Непонятно и предусмотренное деление узников на три категории. Так, возмещение бывшим узникам концлагерей и гетто, а это в основном чудом сохранившие жизнь жертвы Холокоста, составит 15 000 марок; лицам, угнанным в Германию на промышленные предприятия, - до 5000 марок, а тем, кого там заставляли "только" подметать улицы и работать на бауэров, - не более 1000 марок. Как признал граф Ламбсдорф, представители бывших рабов нацизма, проживающих сегодня в Словакии, Франции, Великобритании и США, уже выражают недовольство предусмотренными для этой категории размерами возмещения и предпочтением, которое отдается узникам еврейского происхождения.
Непосредственно на компенсации из десятимиллиардного фонда предполагается выделить 8,25 млрд. марок. Поскольку большинство бывших рабов были свезены в рейх из Восточной Европы, то на этот регион приходится 5,5 млрд. марок. По предварительным подсчетам, Украина получит 1,7 млрд. А вот для россиян, угнанных в молодости в Германию, выделяется только 700 миллионов марок. Окончательные суммы будут зависеть от числа зарегистрированных лиц, имеющих право на компенсацию. Довольно большой остаток средств немецкого фонда пойдет на возмещение имущественных убытков, понесенных соответствующими лицами во время войны, а также на орграсходы. 700 миллионов выделяется в "Фонд Будущего", который займется историко-научной и издательской деятельностью.
Создаваемый немецкий фонд "Память, Ответственность, Будущее" намечает распределять средства по соглашениям с национальными фондами. Уже сейчас выражаются опасения, как бы эти суммы "не пропали в пути". Чтобы предотвратить их коррупционные "прокрутки", в Берлине намереваются переводить суммы национальным фондам не целиком, а траншами. Не решено пока, в какой валюте будут выдаваться положенные деньги. Некоторые бывшие узники выражают пожелания, чтобы они вообще хранились в Германии и регулярно переводились оттуда им в качестве добавки к пенсии.
Вообще же пока не ясно, начнется ли выплата компенсаций хотя бы в конце этого года. Такая возможность предусматривается, но, как оговорился представитель фракции СДПГ в бундестаге по внутриполитическим вопросам, "если все пойдет хорошо". В частности, если успеют создать необходимый механизм распределения и доставки средств.