Как и все террористы, боевики ЭТА скрывают свои лица под масками. Фото АП |
ИСПАНСКИЕ власти проводят серию операций против террористов вооруженной баскской группировки ЭТА. Основная задача местных силовиков - расстроить саму схему организации бандитского подполья, устраняя одно ее звено за другим.
На этих днях в городах Сан-Себастьян и Рентериа полиция арестовала еще семь человек, входящих в так называемые группы поддержки боевиков. Одновременно ведется поиск преступников, совершивших теракты, в результате которых за последние полгода погибло пять человек.
Всего же на совести боевиков ЭТА уже сотни жертв. И сепаратисты угрожают новыми убийствами.
Требования экстремистов - "освободить политзаключенных басков" и вывести из этого национального сообщества "все иностранные испанские вооруженные силы". Ультранационалисты настаивают на расширении самостоятельности Эускади во внешнеэкономических и внешнеполитических делах. Они добиваются также прямого представительства Басконии в международных организациях, таких, как штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе, права заключения соглашений с другими государствами, зарубежных визитов, участия своей национальной сборной команды по всем видам спорта в мировых первенствах отдельно от всего Королевства. А в перспективе экстремисты планируют и вовсе отделиться и создать свое государство на территории между Испанией и Францией. Разумеется, все это для Мадрида неприемлемо.
Отмечу, что Страна Басков и без того имеет в Испании самую широкую автономию по сравнению с другими. У басков свой парламент, свое правительство, свои язык, флаг, полиция. Однако аппетиты сепаратистов постоянно растут. И каждая новая уступка Мадрида лишь подстегивает амбициозных лидеров автономий к более решительным и изощренным действиям во имя единоличной, не ограниченной центром власти.
Вот уже полгода как террористическая организация баскских сепаратистов ЭТА, сумевшая обильно пропитать идею свободы и независимости кровью сотен невинных жертв, нарушила объявленное ею же "всеобщее и окончательное прекращение огня" и возобновила теракты. Напомню, что вооруженная организация была создана в июле 1959 года и только за прошедшие два десятилетия лишила жизни около 800 человек. Жертвами ЭТА становятся политики, журналисты, представители местных властей, военные и полицейские, которые, как правило, лично никогда не причиняли баскам вреда.
Баски населяют три северные провинции Испании (и еще три во Франции), отличаются особым характером, языком, культурой и обычаями. Даже своей кухней баски не похожи ни на одну другую народность Испании.
В эпоху правления каудильо Франсиско Франко любые проявления национального самовыражения, язык, традиции других народов страны были поставлены вне закона и решительно подавлялись.
В Стране Басков, впрочем, как и в Каталонии и Галисии, было запрещено обучение на национальных языках даже в начальной школе. Газеты и радиопрограммы и телепередачи выходили только на испанском, то есть кастильском, языке.
Поэтому неудивительно, что после падения диктаторского режима и с началом демократизации общества в стране произошел бурный всплеск национального самосознания. А в ряде провинций он приобрел формы экстремизма. Испанским властям пришлось приложить немало усилий, политического такта и гибкости, чтобы сдержать мощные накаты националистических страстей и поставить решение национальных проблем в рамки правового поля. И рассматривали проблемы регионов в общем контексте демократических преобразований.
Основы автономного устройства Испании были заложены в Конституции 1978 года. В ней закреплены как неизбежность децентрализации власти как составной части демократического процесса, так и безусловное сохранение единства страны.
В Испании насчитывается 17 автономных сообществ.
Разграничение Конституцией полномочий между Мадридом и автономиями выглядит обычным для современного федерального государства. Автономии могут обладать всеми полномочиями, не подпадающими под исключительную компетенцию центральных властей.
А в последнюю входят регулирование основных прав и обязанностей испанцев на всей территории страны, вопросы гражданства, эмиграции и иммиграции, внешняя политика, вопросы обороны и управления вооруженными силами, торговое, уголовное, трудовое и гражданское законодательство, финансовая система, включая все вопросы, связанные с национальной денежной единицей, ее обменным курсом и конвертируемостью, основы кредитной, банковской и страховой систем.
Конституцией предусмотрены механизмы контроля центральной власти за деятельностью автономий. В каждой из них назначается специальный представитель центрального правительства с широкими полномочиями. Институт делегатов способствует единообразному исполнению воли Центра на всей территории страны. Важное средство контроля над законотворчеством автономий - право Конституционного суда Испании рассматривать их законодательство с точки зрения конституционности. Это важное средство сдерживания амбиций автономных правительств.
Интересно и то, что в соответствии со статьей 145 несколько автономных сообществ не имеют права объединяться в одно "мегасообщество".
Страна Басков получила так называемый предавтономный статус еще до принятия Конституции. Была также объявлена широкая амнистия политзаключенным, в первую очередь членам ЭТА.
Организация молодых баскских националистов была основана в 1959 году как сугубо политическая. И только позднее в ответ на террор франкистов тоже развернула террористическую деятельность. Она вела борьбу за независимость трех провинций Эускади, лишенной режимом Франко автономии и наиболее жестоко притеснявшейся из-за своей непокорности властям. При диктаторе был даже выпущен декрет, в котором все население Страны Басков объявлялось "врагом испанского народа". Так что при Франко борьба ЭТА была логична и пользовалась симпатиями и поддержкой многих свободолюбивых испанцев. После смерти Франко, в процессе демократических реформ Эускади получила наибольшую в стране автономию. Но наиболее фанатичные националисты и боевики ЭТА продолжили борьбу уже за создание независимого государства басков. Они использовали прежнюю тактику террора, не учитывая кардинально изменившиеся настроения в испанском обществе, да и в мире.
Террор был отвергнут испанцами и большинством самих басков. В последние годы спецслужбы Испании и Франции нанесли по вооруженным организациям ЭТА эффективные удары. Около 50 террористов было уничтожено, почти 600 посажены за решетку на длительные сроки заключения. Власти, долгое время не желавшие вести переговоры с бандитами, решили наконец вступить с представителями ЭТА в диалог. Ослабленная, потерявшая уважение масс организация согласилась прекратить террор, начала переговоры с властью. С сентября 1998-го по декабрь 1999 года ЭТА не провела ни одного теракта.
Но мир с террористами оказался слишком зыбок.
Как заявили активисты Эрри Батасуны, партии, представляющей политическое крыло ЭТА, "прочный мир в Стране Басков не наступит до тех пор, пока в тюрьмах Испании находятся еще несколько сот их боевиков, а улицы баскских городов и деревень патрулируют федеральные полицейские и гражданские гвардейцы".
Опросы общественного мнения в Испании и Стране Басков свидетельствуют о том, что подавляющее число граждан государства против его развала. В самой Эускади только 18% басков хотели бы на референдуме поддержать образование своего независимого государства.
По опросам Министерства внутренних дел Испании, 77% басков и 65% жителей всей страны убеждены, что насилие имеет политическую подоплеку, что с его помощью цели не достичь.
Подавляющее большинство испанцев, включая басков, не желают нарушения целостности страны, ее развала. А ЭТА? За годы ее существования она 11 раз объявляла о передышке, о прекращении огня, но затем всегда находила повод для возобновления террора. Сейчас это происходит уже в 12-й раз.