Вопиющий случай произошел в бразильском штате Минас Жерайс. 16 крупных и средних землевладельцев незаконным путем отобрали у местных индейцев машакали, еще мало приобщенных к цивилизации, около двух тысяч гектаров плодородной земли. Жители двух деревень не нашли управы на захватчиков у власти и почти поголовно решили утопить свое горе в алкоголе.
Как свидетельствует бразильский еженедельник "Истоэ", примерно 800 индейских земледельцев, живущих в деревнях Прадиньо и Агуабоа, в долине реки Умбуранас, практически спиваются, обменивая каждый день часть своих скудных продовольственных пайков, которые получают по программе гуманитарной помощи "Комунидад солидариа", на бутылку местной водки - кашасы. Кроме того, горе индейцев было усугублено еще и тем, что латифундисты, захватившие у них почти две тысячи гектаров земли, устроили на местном кладбище, где машакали совершают священный погребальный обряд, большой скотный двор.
Психологи считают, что обычно приветливые и спокойные индейцы, наталкиваясь на беспредел авантюристов, как правило, превращаются в агрессивных и жестоких противников. Случай с машакали показывает, как негодяям, отняв у аборигенов землю и осквернив кладбище, удалось сломить волю индейцев и лишить их самоуважения. Остальное довершает алкоголь: даже небольшая доза спиртного валит полуголодного индейца с ног.
Бразилия располагает огромными сельхозугодьями - 371 миллионом гектаров, что больше, чем территории Германии, Франции, Аргентины и Уругвая вместе взятых. И все же только на 14% пригодной земли возделываются продовольственные культуры, а еще 48% используются для выпаса скота. Остальная земля практически пустует. Но она в собственности у латифундистов. А индейцы, которых они лишили плодородных наделов, спиваются от своего бессилия и безысходности.
Правительство Бразилии, лично президент Фернанду Энрики Кардозу много делают для урегулирования в стране индейского и земельного вопросов. Хотя и медленно, но проводится аграрная реформа. Несмотря на упорное сопротивление крупных и могущественных земельных собственников, за несколько лет наделы получили около двухсот тысяч семей.
По декрету президента в Бразилии намечено экспроприировать с правом выкупа 221 тысячу гектаров пустующих земель для распределения наделов среди еще 280 тысяч семей безземельных крестьян, в том числе индейцев.
И если учесть, что эта сфера бразильской жизни одна из самых болезненных и конфликтных, не трудно и понять, что быстрых успехов здесь ожидать не приходится. А борьба за реализацию реформы на местах полна драм, подобных той, что случилась с индейцами племени машакали.