НАКАНУНЕ конференции Организации экономического сотрудничества (ОЭС) (см. "НГ" # 107 от 14.06.2000 и #106 от 10.06.2000), объединяющей страны Среднего Востока и Средней Азии (Иран, Турция, Азербайджан, Афганистан, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан), Тегеран посетил министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх. Он провел интенсивные переговоры с иранским руководством по целому ряду проблем, включая и те, которые затем обсуждались на ОЭС.
Главной задачей индийского министра, как отмечала местная печать, было "прозондировать возможность установления отношений стратегического партнерства и расширения экономического сотрудничества в самом ближайшем будущем". Объективные основы для этого имеются: и Индия, и Иран в одинаковой степени озабочены ростом торговли наркотиков, оружия и экстремизма в регионе; Индия после введения эмбарго на экспорт иракской нефти заинтересована не только в иранской нефти, но и в транзите нефти и газа через Иран из республик Средней Азии; в свою очередь, Ирану необходима Индия как страна, удивляющая своим прогрессом в сфере высоких технологий.
В 1998 г. была создана индийско-иранская Совместная комиссия по вопросам бизнеса и торговли (СКБТ). Ее третья сессия и послужила поводом для поездки Джасванта Сингха в Тегеран. Будучи прагматиками, индийцы идут на создание подобных комиссий только тогда, когда уверены в их пользе. Так и в случае с Ираном: несмотря на то что сейчас двусторонние торгово-экономические отношения находятся лишь в начальной стадии, индийцы уверены в их благоприятной перспективе. Доказательством может служить тот факт, что в состав индийской делегации вошли представители 20 индийских компаний. Их ожидания не оказались тщетными: президент иранской Торговой палаты Хамуши подчеркнул, что "все 200 иранских компаний, которые будут приватизированы в ходе исполнения второго пятилетнего плана страны, в состоянии предложить индийским инвесторам благоприятные условия".
Одним из главных проектов является соглашение о прокладке нефтегазовой трубы из Ирана в Индию. Предварительная договоренность об этом была достигнута еще в 1993 г., но натолкнулась на разного рода бюрократические проволочки, а также проблему прокладки трубопровода по территории Пакистана.
Как отмечают некоторые наблюдатели, нынешнее "индийско-иранское оживление" после целого ряда лет "дремоты и сна" наступило после недавнего визита в Индию президента США, который намекнул, что "труба Индия-Иран через Пакистан может стать трубой мира", поскольку "забота о ее безопасности приведет к безопасности в регионе и позволит урегулировать кашмирскую проблему". Не исключено, что "заокеанское добро" и положило начало очередному витку активности заинтересованных сторон в регионе. Тем более что США пообещали Пакистану 500 млн. долл. ежегодно на "амортизацию последствий усугубления экономической ситуации в стране", если он, помимо прочего, не будет препятствовать строительству трубопровода.
Теперь в задумчивости оказались индийские специалисты: планируемые поставки газа из Ирана, эквивалентные в стоимостном выражении 15 млн. тонн нефти, покроют около 30% индийской импортной потребности в нефти. Если такие громадные объемы начнут проходить через территорию Пакистана, то последний получит в свои руки мощный рычаг давления на индийскую экономику. Для Дели это, конечно, совершенно неприемлемо. Индийский министр обсуждал эту проблему с иранскими официальными лицами, имея в виду, что в том же 1993 г. высказывалась идея прокладки "трубы" по дну моря напрямую из Ирана в Индию. Кроме того, рассматривалась альтернативная возможность транспортировки в Индию сжиженного иранского газа танкерами.
Переговоры Джасванта Сингха показали, что, несмотря на сложность "нефтегазовых проблем", стороны видят возможность их решения. Что же касается прокладки подводной трубы, отмечают здесь, то относительная безопасность ее эксплуатации могла бы привлечь к ней и страны Средней Азии, которые давно ищут кратчайший путь к "южным морям".
Именно поэтому, как представляется, на нынешней сессии ОЭС в Тегеране так резко на первое место выдвинулся Иран с его предложениями и возможностями. Весьма симптоматично, что в рамках ОЭС проявляются нечеткие пока очертания возможной системы нефтегазового сотрудничества по направлению Средняя Азия-Иран-Юго-Восточная Азия с ее нефтяными запасами в Малайзии, Индонезии, Брунее, Вьетнаме. Поневоле получается, что в таком перекрестье оказывается именно Индия.
Дели