ФОЛЬКЛОРНЫЕ образы не появляются из пустоты. Колобок - катящийся по тропинке череп, избушка на курьих ножках - пограничник, охраняющий загробный мир, Петрушка - воплощение неиссякаемого плодородия - все это символы, хорошо понятные нашим далеким предкам и с трудом разгадываемые современными исследователями народного творчества. А вот с "блюдечком с голубой каемочкой" все оказалось на удивление просто. Однако за простотой этой кроется весьма сложная история.
С первого взгляда все выглядит вполне обыденно. Ни для кого не секрет, что каждый человек живет по своим собственным "биологическим часам", переживает определенные перемены настроения, приливы вдохновения и неплодотворные периоды "застоя". Астропсихологи утверждают, что существует целое учение - биоритмология, исследующее законы чередования подъема и спада жизненных сил человека. Самый простой пример - влияние на земные явления фаз Луны, под воздействием которых наблюдаются приливы и отливы в морях и океанах. Человеческое тело более чем на 3/4 состоит из жидкости, подчиняющейся общим физическим закономерностям, а следовательно, и оно реагирует на лунные фазы: изменяется самочувствие людей, их психическое состояние.
Если согласиться с учением биоритмологии, логично предположить, что знание своей космограммы должно существенно облегчить человеку существование. Осознав себя биологическим объектом и соотнеся себя с небесными телами, на этот объект действующими, он не возьмется за трудное дело в период жизненного "спада", предвидя неминуемый крах своего начинания, не отправится в далекое путешествие в те дни, когда по воле планет особенно возрастает опасность несчастных случаев, и поспешит решительно действовать в период, когда планеты этому наиболее благоприятствуют. Что же касается учебного процесса, то здесь принцип индивидуальности подхода к обучению наполняется совершенно новым содержанием. Неповторимость каждого ученика выражается исключительно в его личной космограмме и только через эту космограмму может оцениваться.
Именно к этому выводу пришли основатели негосударственной гимназии "Альтаир" Татьяна Вяткина и кандидат философских наук Лидия Неведомская. Они-то в 1999 году и создали на базе своей гимназии астропсихологическую службу для осуществления индивидуального подхода к формированию личности учащегося в строгом соответствии с путями, предписанными ему космическими телами. Непосредственный разработчик астропсихологической службы гимназии - астролог и астропсихолог, дипломированный специалист по специальностям "основы предсказательной астрологии", "основы астрологии личности", "астропсихология" и "гипносуггестия" Лидия Неведомская.
В традиционной школе, по словам основателя гимназии Татьяны Вяткиной, индивидуальный подход к каждому ребенку призван обеспечивать психолог, так как психология - опорная наука XXI века, на ней базируется все наше образование. Но ведь психология имеет достаточно нормированное поле рассмотрения всех сфер деятельности человека. Все, что выходит за рамки этого ограниченного поля, считается паранормальным, патологическим. Ребенок, не вписывающийся в принятые нормативы, передается на лечение, на коррекцию. А что исправлять? Кто сказал, что личность должна быть исправлена, и кто определяет, как именно это должно быть сделано? Как определить норму и кто вправе ее устанавливать? Субъективности и волюнтаризма, по мнению руководителей гимназии, можно избежать, только опираясь на "астрологическую грамотность". Попросту говоря, космограмма - вот объективная истина, норму вправе устанавливать не люди, а только звезды.
Из такого взгляда на объективность вытекает совершенно своеобразное понимание прав и свобод личности в рамках образования. На каждого ребенка заводится космический паспорт, и, ориентируясь только на него, педагоги должны развивать личность и что-то от нее требовать. Ученика, рожденного под знаком Овна, ориентируют именно на особенности этого знака. "Ребенок должен быть свободен в развитии своего физического, интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала в максимально благоприятных для его организма ритмах", - говорится в одном из программных документов гимназии. Кроме того, "ребенок имеет право получать действенную защиту от вредоносных факторов, которые разрушительно воздействуют на его физическое, психическое, духовное и нравственное здоровье". Подобные факторы, как нетрудно догадаться, определяются также по космограмме. Никакой "отсебятины"!
И любой педагог, не совсем равнодушный к своей профессии, согласится, что воспитание, обучение - это прежде всего процесс творческий, не укладываемый в жесткие рамки каких-либо схем. Всякая педагогическая удача - это счастливый момент истины, лишь приоткрывающий завесу над той непостижимой тайной, которой является человек.
Что до астропсихологии, то для нее никакой тайны в человеке, похоже, нет и быть не может. В космограмме биологического объекта все прописано. Более того, человеку предлагается расчет всей его жизни с точностью до минуты. Знание и соблюдение законов биоритмологии в образовании основатели гимназии "Альтаир" сравнивают с соблюдением правил уличного движения. Какое уж тут творчество! Следуйте правилам - и вам будет сопутствовать удача.
В самом деле, характер доисторической и раннеисторической культур, столь любимых нынешними астрологами, всецело определялся магическим мировоззрением. Магизм почти не оставлял места творческому порыву личности. Оспаривать коллективные представления значило ставить под угрозу незыблемый строй природы. Духовный рост человечества оказался надолго заторможенным. Люди сами избрали для себя темницу.
Внешне космограмма похожа на тарелку, по краю которой на голубом поле выстроены двенадцать знаков зодиака. Разработчик программы астропсихологии Лидия Неведомская говорит, что эта древнейшая "тарелка" явилась прототипом современных часов, циферблат которых разделен на 12 секторов. Итак, если зодиакальный круг принять за циферблат, то стрелки, выходящие на этот круг в определенных секторах, по выражению Неведомской, - это стрелки будильника, указывающие время, когда прозвонит в жизни человека некий звонок, т.е. произойдет какое-то значимое событие. Вот в этом круге и пишется судьба человека, стоит только занести его данные в соответствующую компьютерную программу. Говорят, что именно от этого древнего зодиакального круга и пошло выражение "блюдечко с голубой каемочкой".
Как правило, его употребляют в тех случаях, когда говорят о лени, о желании человека все иметь, не прилагая к этому никаких усилий. Очевидно, что изначально речь шла о нежелании человека трудиться над совершенствованием собственной личности, о поиске им в жизни готовых рецептов, выражаемых в разнообразных космограммах, гороскопах и т.д. В поисках заветного "блюдечка с голубой каемочкой" часто и приходят в гимназию родители трудных детей, не вписывающихся в традиционную школу.
В гимназии на сегодняшний день учатся 16 человек. У нее есть лицензия, но нет аккредитации, поэтому рано или поздно дети оказываются перед необходимостью сдавать экзамены и переходить в другую школу. Руководители гимназии утверждают, что "использование космограммы позволяет добиваться стабильно высоких результатов при организации и проведении учебно-воспитательного и образовательного процесса". Однако кто дает оценку этим результатам? Все те же небесные тела, носители объективной истины в определении нормативов? Или на этот раз объективность носит иной, более земной характер?
Кстати, несмотря на вполне материалистическое обоснование зависимости земных организмов от космических явлений, при расшифровке космограммы работники астропсихологической службы оперируют далеко не только материалистическими понятиями: здесь есть и ангелы, и бесы, и карма, и многое другое.
Что касается школьной программы, то она в гимназии выглядит вполне традиционно. Руководители гимназии разрабатывают свои технологии в рамках традиционного образования. Разница лишь в том, что учительница традиционной школы следует четко предписанному сверху режиму, здесь же опираются на рекомендации астрологического графика. Имея такой график, работники гимназии считают себя не вправе его не учитывать. "Мы нигде не противоречим существующим нормам образования, - говорит Вяткина, - мы только их дополняем и углубляем знанием тех законов мироздания, которыми мы владеем". Однако образование - это также и воспитание, суть которого полностью зависит от мировоззрения воспитателя. И каким бы ни было это мировоззрение, оно, оказывается, ни в коей мере не противоречит существующим нормам нашего отечественного образования. Так что, если мы вдруг обнаружим, что учебный план в школе наших детей строится, исходя из законов магии и оккультизма, нам нечего будет на это возразить.