Министр обороны РФ Игорь Сергеев и генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон на встрече в Брюсселе. Фото автора |
СПУСТЯ год после завершения агрессии НАТО против Югославии Министерство обороны РФ возобновило полномасштабный диалог с Североатлантическим альянсом. Для участия в работе Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО на уровне министров обороны 8 июня с.г. в Брюссель прибыла российская военная делегация во главе с маршалом Игорем Сергеевым.
"Сегодня мы приступаем к работе после почти годичного перерыва, - сказал министр обороны России, выступая на открытии заседания СПС. - Срыв произошел по известным всем обстоятельствам, вынудившим РФ приостановить отношения с альянсом. Этот вынужденный шаг был предпринят нами осознанно, адекватно сложившейся ситуации", - подчеркнул маршал. Тем не менее он выразил надежду на продуктивный диалог, основанный на всеобъемлющем учете прошлых ошибок и направленный на преумножение положительного потенциала сотрудничества.
Реальность такова, что агрессивные действия НАТО на Балканах серьезно подорвали доверие России к альянсу. Теперь необходимо пройти нелегкий путь по сближению позиций и восстановлению доверия по различным вопросам европейской безопасности. По мнению Минобороны РФ, о чем было заявлено на СПС, в настоящее время альтернативы взаимоотношениям с НАТО нет. Россия готова к серьезному разговору по ключевым вопросам международной безопасности, если при этом она не будет чувствовать, что ее интересы ущемляются или возникает угроза ее безопасности.
По словам Сергеева, Москва не стремится к праву вето на все решения НАТО. Ее цель - совместными усилиями решать сложнейшие проблемы безопасности и стабильности в Европе. Причем возобновление сотрудничества с Североатлантическим альянсом может быть только поэтапным, с акцентом на проблемы первоочередной важности. Последовательное расширение тематики целиком и полностью будет зависеть от готовности НАТО учитывать интересы РФ.
Маршал подчеркнул, что не следует распылять усилия в военной области, а надо сосредоточить внимание только на проблемах миротворчества, расширения НАТО и борьбы с международным терроризмом.
Несмотря на бодрые реляции из Брюсселя, ситуация в Косово остается крайне сложной. Естественно, эта тема стала одной из основных в ходе обмена мнениями на СПС. В соответствии с Хельсинкскими договоренностями, подчеркнул Игорь Сергеев, в штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе была направлена российская группа связи, нацеленная на серьезную работу по оперативному планированию и совместному руководству миротворческими действиями на Балканах. Однако до сих пор действия группы генерал-лейтенанта Логинова ограничены простым обменом информацией об обстановке в зонах расположения российских и натовских миротворческих подразделений. Подобное отношение может расцениваться как недоверие к России.
Не соблюдается зафиксированный в резолюции 1244 СБ ООН принцип уважения суверенитета и территориальной целостности СРЮ. Командование Сил для Косово (СДК), руководство Миссии ООН в Косово (МООНК) не принимают действенных мер по обеспечению безопасности жителей края, пресечению вопиющего беззакония в отношении неалбанской части населения. Особую опасность, по мнению Минобороны РФ, представляют действия администрации Миссии ООН - органа, призванного обеспечить неукоснительное выполнение требований резолюции 1244. Пока же приходится констатировать, что по многим направлениям действия Бернара Кушнера и руководимой им администрации направлены на расчленение СРЮ.
Достаточно привести лишь некоторые факты, чтобы понять, что законно избранное правительство СРЮ игнорируется руководством Миссии. А именно:
- не налажены нормальные рабочие контакты с правительством СРЮ по решению правовых вопросов по предоставлению Косово существенной автономии самоуправления;
- обсуждаются вопросы приватизации принадлежащих югославскому государству предприятий, находящихся в Косово;
- в обращение в качестве основной денежной единицы введена немецкая марка;
- без ведома правительства СРЮ Косово посещают представители иностранных государств, в том числе и тех, с которыми СРЮ не поддерживает отношения, например президент Албании.
Ключевым вопросом, способным повысить уровень доверия и сотрудничества между официальным Белградом и международным присутствием по безопасности в Косово, подчеркнул Игорь Сергеев, является скорейшее возвращение ограниченного числа югославских войск и полиции в Косово, как это предусмотрено резолюцией 1244 СБ ООН и военно-техническим соглашением между НАТО и СРЮ.
Вызывает тревогу, что демилитаризация ОАК и других вооруженных групп косовских албанцев проведена формально. В крае имеется большое количество оружия, которое может быть использовано вновь.
Командование СДК и руководство МООНК без участия и согласования с представителями СРЮ и РФ подготовили документ под названием "Совместная декларация", в котором нашли отражение некоторые вопросы статуса миротворческого контингента. Мы продолжаем настаивать на том, заявил Сергеев, что налаживание политического диалога по статусу Косово невозможно без участия Белграда. Фактически все то, в чем президент СРЮ Слободан Милошевич обвинялся ранее и чем обосновывались действия с применением оружия против суверенной Югославии, теперь творится албанцами против сербского населения края.
Созданный механизм консультаций и обмена мнениями, полагают в МО РФ, должен трансформироваться в механизм выработки совместных инициатив и осуществления совместных действий. Конечно, не удастся полностью отказаться от параллельных действий по обеспечению европейской безопасности. Но при этом как России, так и НАТО необходимо действовать в соответствии с правилами и нормами международного права. Не исключаю, сказал Игорь Сергеев, что действия одной из сторон могут вызвать озабоченность и настороженность другой. Поэтому открытый диалог должен обеспечить транспарентность и укрепление доверия. Безусловно, общим приоритетом остается миротворчество. Москва и Брюссель должны показать международному сообществу, что совместными усилиями можно разрубить балканский узел. Этот длительный процесс потребует кропотливой работы и совместных усилий.
Игорь Сергеев высказался за повышение роли СПС как органа военно-политического контроля за ходом миротворческой операции и координации совместных действий. Пока же СПС, по его словам, больше напоминает научный симпозиум, чем коллегиальный орган, способный принимать совместные решения и добиваться их выполнения.
По мнению МО РФ, необходим более открытый диалог по проблеме расширения НАТО на восток. В то же время негативные оценки в этом вопросе остаются неизменными.
Министр обороны России однозначно заявил, что вопрос об открытии военной миссии связи Североатлантического альянса в Москве не является первостепенным. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о возобновлении работы информационного бюро НАТО. Как только бюро приступит к полномасштабному выполнению своих функций, можно будет вернуться к проблеме военной миссии связи.
Подводя итоги работы делегации МО РФ в Брюсселе, следует признать, что состоялась полезная во всех отношениях дискуссия. Информация, с которой выступил перед своими западными коллегами маршал Игорь Сергеев, помогла им лучше разобраться в мотивах и приоритетах, которыми руководствуется российское военное ведомство в своих намерениях по дальнейшему развитию отношений с альянсом. Ведь главная задача - освобождение от предвзятости и существующих до сих пор двойных стандартов в оценке друг друга. Очевидно, что до тех пор, пока будут иметь место даже малейшие попытки достичь односторонней выгоды в ущерб интересам партнера, дальнейшее сближение России и НАТО остается недостижимой целью.
Брюссель-Москва
(Подробный отчет о визите Игоря Сергеева в штаб-квартиру НАТО будет опубликован в ближайшем номере "НВО".)