Рисунок Вадима Мисюка |
ПРЕДСТОЯЩЕЕ посещение Владимиром Путиным Пхеньяна - международная сенсация по одной простой причине: в северокорейскую столицу вообще никто не ездит, да и сами лидеры КНДР покидают ее редко. Кстати, предстоящий визит будет первой поездкой российского руководителя в КНДР за всю историю двусторонних связей. Но в контексте внутрироссийской политики это событие может стать сенсацией несколько иного плана - прежде всего для тех, кто после первых нескольких дипломатических акций президента уже успел объявить его "настоящим западником" и, затаив дыхание, ждет, не предстоит ли некая коренная смена ориентиров во внешней политике Москвы, скажем, отказ от союзников в Азии ради укрепления отношений с Европой или Америкой.
Нет, не предстоит. Будет нечто другое - вторая половина года покажет активность именно на восточном направлении. После "пожарной дипломатии", то есть абсолютно неизбежных акций президента там, где требовалось, по сути, кризисное реагирование - а именно: с СНГ, Америкой и Европой, - можно приступать к дипломатии "позитивной", то есть такой, где речь идет не об остановке течи, способной потопить корабль, а об укреплении позиций и получении конкретной выгоды. Это - Восток. Из уже объявленных крупных акций этого рода можно назвать визит в Японию в самом конце августа, в Индию осенью и на сессию АТЭС в Брунее в конце года, но прежде всего - путь на Окинаву, на саммит "большой восьмерки" 21-23 июля. Как сейчас стало ясно, на Окинаву Владимир Путин приедет после посещения Пекина и Пхеньяна. (Более того, как сообщил вчера Игорь Иванов, есть приглашение из Сеула, но о датах пока говорить рано.) И это очень хороший ход.
Основы азиатской политики нынешнего президента были заложены, видимо, в итоге межведомственного совещания в Москве накануне приезда в Россию нового японского премьера Иосиро Мори. На совещании отношения с Токио "вписывали в контекст" всей внешней политики РФ, особенно на азиатском направлении. Участники этого мероприятия уверенно заявляют, что Владимир Путин полностью владеет ситуацией и никаких катастрофических "домашних заготовок" (типа неожиданного для всех ельцинского обещания решить территориальный вопрос с Японией именно к 2000 году) тут быть не должно. Путин хочет усилить активность на Востоке ничуть не меньше, чем на Западе. И вообще никакой российский президент в здравом уме не "продаст" восточного направления дипломатии ради западного - геополитика не велит.
Но вернемся к июльской поездке президента. Почему прибыть на "восьмерку" для российского президента выгоднее именно после визита в столицы КНР и КНДР?
С Китаем все относительно ясно. "Большая восьмерка" не такая уж и большая, поскольку в ней не участвуют минимум две крупнейшие державы нашего времени - Индия и Китай. Пока это так, "восьмерка" играет роль в некотором роде оборонительной группировки "старых" великих держав против усиления "новых", что ставит там российскую дипломатию в не вполне удобное положение. А вот участвовать в заседаниях на Окинаве, только что поговорив с китайским руководством, - это другое дело, это означает оказаться на этой встрече в привилегированном положении.
Теперь - о Северной Корее. Это страна, которую Вашингтон использует в качестве главного пугала и оправдания своих намерений сломать режим ПРО. Серьезные эксперты говорят, что главная мишень новых стратегических инициатив США - вовсе не Корея, а Китай, с КНДР же, если надо избежать неприятностей, надо просто вести диалог. Что и делает Вашингтон, а теперь вот - с запозданием - и Россия, как, впрочем, и Китай, откуда недавно вернулся лидер страны Ким Чен Ир. Так что и в разговоре о ПРО на Окинаве Владимир Путин будет чувствовать себя куда лучше после посещения КНДР и КНР.
Вдобавок на Корейском полуострове, а значит, и в Азии в целом, предстоят перемены. После более чем 50 лет великого противостояния между Севером и Югом Кореи - кровопролитной войны, локальных военных столкновений, глубокой обоюдной вражды, взаимного недоверия и подозрительности - руководитель КНДР Ким Чен Ир и президент Республики Корея Ким Дэ Чжун решили подняться над тяжелым историческим прошлым Кореи и провести в Пхеньяне 12-14 июня встречу глав двух государств.
Тот, кто не понаслышке судит о Корее, а имел возможность часто общаться с представителями Севера и Юга, хорошо представляет себе, насколько важно это решение для каждого корейца. Согласно опросу, проведенному Информационной службой Южной Кореи, более 90% взрослого населения республики поддержали идею межкорейского саммита. В Пхеньяне, как всегда, более сдержанны в проявлении своих чувств и публикации предварительных оценок, но и там наверняка находятся в состоянии такой же эйфории. Отчасти это обоснованно - наверное, никто в мире, в том числе и на Юге и Севере Кореи, не ожидал того, что новый и сравнительно молодой руководитель КНДР Ким Чен Ир сможет решиться на такой шаг.
Как подвиг политика можно расценить и поведение в этой ситуации Ким Дэ Чжуна. Еще в тяжелые для него времена, когда в Южной Корее он подвергался преследованиям за свои, как утверждали военные южнокорейские диктаторы, просеверокорейские убеждения, Ким Дэ Чжун много говорил о своей мечте - сближении народов Северной и Южной Кореи и об объединении нации. Оказалось, говорил искренне.
Холодные и расчетливые умы политологов и экономистов не позволяют им с такой же необузданной радостью поучаствовать в этом празднике корейского народа. Большинство политических наблюдателей говорят о том, что от межкорейского саммита ждать многого не стоит - это только первый осторожный шаг к сближению. Экономисты подчеркивают материальную заинтересованность Пхеньяна в развитии контрактов с Югом в тяжелые для КНДР времена сильнейшего экономического кризиса. Журналисты говорят об этом с неделикатной ясностью. Наверное, именно поэтому Пхеньян и запретил въезд в свою страну представителей средств массовой информации на период встречи в верхах. Только чуть более пяти десятков счастливчиков из Южной Кореи да несколько корреспондентов, работающих в северокорейской столице на постоянной основе, станут очевидцами этого события.
Но независимо от формального исхода встречи на Корейском полуострове уже в ближайшее время могут начаться позитивные процессы.
Визит российского президента в Пхеньян может оказать серьезное влияние на ситуацию на Корейском полуострове. Напомним, что в феврале нынешнего года Пхеньян посетил министр иностранных дел России Игорь Иванов. В ходе его поездки был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами, нацеленный на восстановление отношений между Россией и КНДР, охладившихся после развала Советского Союза. В апреле нынешнего года Россию посетил министр иностранных дел Северной Кореи, что свидетельствует о том, что Северная Корея стремится к сближению с Россией. Как отмечают источники, в ближайшее время можно ожидать новых серьезных подвижек в развитии отношений между Россией и КНДР. Они подчеркивают, что Москва признала ошибку своего прежнего внешнеполитического курса, когда российско-северокорейское сотрудничество по идеологическим соображениям было пущено под откос. Курс "на одностороннее" развитие отношений России с Южной Кореей "совершенно не оправдался", и теперь Россия предпринимает усилия для того, чтобы восстановить нарушенный процесс развития двусторонних связей с КНДР и продолжить сотрудничество с Республикой Корея на конструктивной взаимовыгодной основе. Как видим, такой подход может дать дивиденды и в отношениях с другими странами - Японией, Китаем и даже США.