Путин объявил о своей новой инициативе в области ПРО на встрече с итальянским премьером Джулиано Амато. Фото ИТАР-ТАСС |
РАБОЧАЯ проездка президента России Владимира Путина на Апеннины, казалось бы, не предвещала никаких сюрпризов и была призвана прежде всего подтвердить традиционно высокий уровень двусторонних отношений между Россией и Италией. Тем не менее первый же день визита принес если не сенсацию, то во всяком случае неожиданную новость: президент предложил европейским лидерам создать совместную систему противоракетной обороны для Европы силами России, ЕС и НАТО. Более того, Путин немедленно постарался перевести свою инициативу в плоскость конкретных действий, предложив главе правительства Италии Джулиано Амато взять на себя посреднические функции и прозондировать этот вопрос в других европейских столицах.
Трудно сказать, был ли премьер-министр готов к такому повороту событий. Скорее всего итальянское руководство ожидало от Путина лишь детальной информации из первых рук об итогах его московских переговоров с Биллом Клинтоном, в повестке дня которых проблема ПРО занимала заметное место. Впрочем, явная озабоченность ряда европейских стран американскими планами создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) все же наводила на мысль о том, что Кремль будет искать сильные контраргументы, отстаивая недопустимость ревизии Договора по ПРО.
"Мы знаем о том, что многих в Европе, в Северной Америке, в мире беспокоит проблема сохранения Договора по ПРО 1972 года, - заявил в этой связи Путин. - Мы разделяем исходные точки этой дискуссии, но мы с благодарностью принимаем и позицию многих европейских лидеров, которые выступают за сохранение Договора по ПРО. Я предложил председателю правительства Италии подумать и посоветоваться со своими коллегами о том, что Россия предлагает совместно с Европой, совместно с НАТО создать систему противоракетной обороны для Европы. Разумеется, с привлечением и наших американских партнеров. Это позволило бы, с одной стороны, избежать всех проблем, связанных с возможным нарушением баланса сил, а с другой стороны, стопроцентно обеспечить безопасность любого европейского государства".
Вообще же, важнейшая международная инициатива Кремля была презентована в нужном месте и в нужное время. Недаром, выступая перед журналистами в правительственном Дворце Киджи, президент России подчеркнул, что его визит в Италию состоялся непосредственно после встреч в Москве с руководством ЕС и с президентом США, а потому римские переговоры вышли далеко за рамки двусторонних отношений.
В этом смысле обращение Путина с предложением о создании совместной европейской системы ПРО именно к Риму можно считать закономерным, поскольку многолетнее и многостороннее конструктивное сотрудничество обусловило возникновение поистине доверительных отношений между руководителями России и Италии. Естественно, никто не ожидал, что Рим сразу же станет активным пропагандистом российской инициативы. Однако Амато недвусмысленно дал понять, что готов содействовать поиску согласия между Москвой и Вашингтоном.
Кстати, комментируя итоги своей встречи с Путиным, которая продолжалась более двух часов (почти вдвое больше запланированного времени), Амато указал, что по большинству вопросов у сторон выявилось полное совпадение позиций.
Что касается самих двусторонних отношений, то в ходе переговоров Путина с Амато, а затем и встречи с президентом Италии Карло Адзелио Чампи, был обсужден весьма широкий круг вопросов - от согласования действий на международной арене до продвижения ряда крупных совместных экономических проектов. В числе последних фигурировало строительство газопровода "Голубой поток" в рамках стратегического альянса между ведущим итальянским нефтегазовым концерном ЭНИ и "Газпромом" и создание предприятия "ГАЗ-ФИАТ" по выпуску легковых автомобилей в Нижнем Новгороде.
"У нас много крупномасштабных проектов, - подчеркнул Владимир Путин. - Но главное даже не в конкретных проектах. Главное в том, что и у итальянского, и у российского руководства есть безусловное желание развивать наши отношения, и мы будем следовать этому приоритету. Хотя бы потому, что нас связывают глубокие исторические корни сотрудничества во всех областях, в том числе в области культуры. И потому что мы любим Италию".
Эффектным подтверждением этих слов российского президента стало открытие первого в Италии памятника А.С. Пушкину. Бронзовая статуя поэта работы вице-президента Российской академии художеств Юрия Орехова установлена в одном из красивейших парков Вечного города - на древней Вилле Боргезе, которая давно стала излюбленным местом отдыха римлян. "Наконец-то! Наконец в Риме будет настоящий памятник Пушкину! - сказала в беседе с корреспондентом "НГ" живущая в Италии дочь великого русского певца Марина Федоровна Шаляпина, присутствовавшая на открытии монумента. - Не могу вам передать, как я рада и счастлива сегодня. Для нас очень важно, что господин Путин открыл этот памятник, и теперь Пушкин будет в Италии вместе с Гете, вместе с Шекспиром. А значит, и Россия будет представлена здесь как следует, как нужно. Надеюсь, конечно, что теперь итальянцы будут больше читать нашего гениального поэта".
Местные газеты, правда, по привычке продолжают задаваться вопросом, кто есть Путин, и, видимо, для того чтобы предоставить возможность получить ответ на этот вопрос, была организована встреча российского президента с руководителями ведущих итальянских СМИ. Итальянцев интересовало все: отношения с Ватиканом, российская экономика и состояние власти в России. В отношении Ватикана Путин пообещал всячески поспособствовать диалогу между РПЦ и РКЦ, по поводу экономики президент рассказал о бюджете, который должен быть бездефицитным, и о тех совместных проектах, которые есть у России и Италии.
В доказательство же усиления власти в России Путин озвучил здесь идею создания межрегиональных управлений по борьбе с экономическими преступлениями. Ясно, что таких управлений будет семь, по числу федеральных округов. Плодотворную роль, наверное, сыграло то, что по возвращении в Москву Путина ожидают именно проблемы реформирования Федерации. Впрочем, присутствие в официальной делегации Юрия Лужкова также не давало Путину забыть об этих проблемах. Судя по тому, сколько внимания он уделил московскому мэру, сначала большую часть полета из Москвы в Рим проговорив именно с Юрием Лужковым, а не с ближайшим своим окружением, а потом с особой нежностью представляя московского мэра и президенту, и премьеру Италии, - Кремлю важна позиция губернаторов и, в частности, Юрия Лужкова по законопроектам, проблема с которыми еще не решена.
Рим