Пока в Тель-Авиве еще не решили, с каких новых палестинских территорий должны уйти израильские солдаты. Фото АП |
В ПОНЕДЕЛЬНИК на Ближний Восток в очередной раз прибыла госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Она прилетела сюда из Киева, где сопровождала во время визита на Украину президента Билла Клинтона. Олбрайт дважды встречалась с премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и руководителем Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом, дабы уговорить их не хоронить окончательно израильско-палестинские переговоры.
Сроки пребывания в Белом доме Клинтона заканчиваются, а нынешней американской администрации уж очень хотелось бы еще при его каденции добиться успеха в ближневосточном урегулировании. Конкретные условия американцев: в конце июня - начале июля в США должна пройти тройственная встреча Клинтона, Барака и Арафата, а к 13 сентября сторонам необходимо подписать соглашение об окончательном урегулировании. Если же в ближайшее время сдвига на израильско-палестинских переговорах не произойдет, времени для проблем Ближнего Востока у Клинтона не останется.
Между тем позиции сторон в последние дни стали еще жестче. В Израиле убеждены, что более жесткий голос на переговорах у палестинцев прорезался исключительно в связи с тем, что им вскружил головы недавний вывод израильских войск из Южного Ливана. Терпения и твердости требуют сейчас многие палестинцы от Ясира Арафата, подчеркивая, что, если Израиль выполнил резолюцию СБ ООН # 425 и вывел войска из Южного Ливана, он точно так же может встать перед неизбежной необходимостью выполнить и другую резолюцию, # 242, подразумевающую его уход с территорий, занятых у палестинцев.
В Израиле считают, что уступать палестинцам сейчас означает показать им собственную слабость, побудить к завышенным ожиданиям. Премьер-министр Эхуд Барак находится в очень сложной ситуации, когда правый лагерь в любой момент может добиться в кнессете вотума недоверия правительству, "предающему национальные интересы" своими постоянными уступками палестинцам, добиться внеочередных парламентских выборов, о чем в последние дни речь идет очень серьезно.
На Барака давит правый лагерь, на Арафата - сторонники жесткой линии. Стороны уже не могут решить ни одного вопроса, даже требующего немедленной реализации. Это прежде всего касается третьего этапа передислокации израильских войск с территорий Западного берега реки Иордан и освобождения из израильских тюрем заключенных-палестинцев.
Особенно серьезные разногласия по ключевым вопросам переговоров, прежде всего будущего статуса Иерусалима и возвращения палестинских беженцев. Арафат однозначно указал, что захваченный в 1967 году Израилем Восточный Иерусалим должен стать будущей столицей независимого палестинского государства, а беженцы имеют право вернуться в места, где многие века жили их предки.
Израильтяне в вопросе об Иерусалиме указывают, что этот город "есть и останется вечной, единой и неделимой столицей еврейского государства". Что же касается возвращения беженцев, то прибытие в границы нынешнего государства сотен тысяч палестинцев таит в себе угрозу самому его существованию.
Палестинцев в их требованиях поддерживает весь арабский мир. "Хизбалла" призывает палестинцев быть твердыми. На этом фоне в последнее время заметно подняли головы различные радикальные палестинские движения, в частности ХАМАС и из "Фронта отказа".
Конечно же, рассуждают в Израиле некоторые наблюдатели, хорошо бы поставить арабов на место, показать им силу израильских мускулов. Для этого нужен повод, а его, в общем-то, найти нетрудно.
Но переговоры все равно придется возобновлять. Не исключено, что тогда Израилю уже придется иметь дело не с Арафатом, а с шейхом Ясином из ХАМАС. Да и в самом Израиле ставка на силу может привести к смене декораций и выходу на первые роли ультраправых патриотов.
Тель-Авив