- - - - Радиолокационное поле РЛС СПРН США, которое формируют посты в Файленгдейлс-Мур (Великобритания), Туле (Гренландия), Клир (Аляска) и на острове Шемия. ______ Сектор обзора РЛС СПРН, расположенных на территории СНГ. Зоны действия РЛС СПРН западного и северного направлений не показаны. |
МЕМОРАНДУМ о договоренности о создании совместного Центра обмена данными (ЦОД) от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет стал, пожалуй, самым содержательным документом в военной области среди тех, что подписаны во время июньского саммита. Соглашение стало техническим воплощением политических договоренностей, достигнутых в сентябре 1998 г. Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном.
Центр обмена данными создается в Москве и будет размещен по адресу ул. Тайнинская, д. 16, корп. 2. Ранее это помещение использовалось одним из НИИ МО. Сторонам отводится один год на то, чтобы оборудовать помещение ЦОД и организовать в нем круглосуточное дежурство. Америка пришлет в Москву 16 военных и гражданских. Россию будет представлять 81 человек. Неравенство связано с тем, что функции охраны и обслуживания будет выполнять в основном местный персонал. Финансировать создание и эксплуатацию Центра стороны собираются на паритетных началах.
Основная задача ЦОД - "организация непрерывного обмена информацией о пусках баллистических ракет (БР) и космических ракет-носителей, получаемой от систем раннего предупреждения (СПРН) РФ и США". Кроме того, на Центр возлагается "оперативное разрешение возможных неясных ситуаций, связанных с информацией от СПРН" (читай - немедленное реагирование на несанкционированные пуски ракет США и РФ или старты ракет третьих стран). ЦОД должен создать основу для формирования "единой базы данных по многостороннему режиму обмена уведомлениями о пусках БР и КРН".
В принципе стороны и ранее обменивались информацией о пусках, однако никогда не делалось попытки объединить данные от национальных СПРН - наиболее закрытых составляющих военной мощи РФ и США. В то же время, как стало известно корреспонденту "НГ" из военных источников, физического соединения американской и российской системы не произойдет. Более того, при обмене информацией стороны не будут указывать ее источники. Это сделано, судя по всему, по требованию российской стороны, поскольку многие отечественные эксперты опасались, что военные США смогут в процессе совместной работы оценить технические характеристики СПРН России. Как заявил корреспонденту "НГ" один из ведущих российских ученых в области ПРО, "мы не допустим, чтобы они "искали блох" в нашей системе".
Отказ от физического сопряжения двух систем и ссылок на источник данных предопределяет трудность (или даже невозможность) работы с информацией в реальном масштабе времени, что и нашло свое отражение в тексте Меморандума. Таким образом, данные, представляемые Россией и США в ЦОД, будут проходить предварительную обработку, а значит, в случае ядерного конфликта между двумя странами ни Москва, ни Вашингтон не получат от противника предупреждения о нападении. Отметим, что проблема оперативности представления данных является для систем предупреждения ключевой, поскольку между обнаружением пуска и падением боеголовки может пройти (в зависимости от дальности ракеты) от 3 до 30 минут. Поэтому в тексте содержится тезис: "Каждая из сторон представляет обработанную информацию о пусках в масштабе времени, близком к реальному, если это возможно".
От того, как будет решаться этот, на первый взгляд, чисто технический вопрос, зависит, станет ли Меморандум декларативным документом или превратится в реальный инструмент глобального контроля.
Достаточно четко в Меморандуме определены сведения, которыми будут обмениваться стороны. Это время старта и его место, класс ракеты, точка и время падения полезной нагрузки, а также азимут пуска. Информация, представляемая в ЦОД, будет считаться конфиденциальной и не может без письменного согласия Москвы и Вашингтона предоставляться любому другому государству или лицу.
О чем же будут сообщать стороны в Центр? Это пуски МБР и БРПЛ России и США, пуски других баллистических ракет обоих государств, а также третьих стран, которые могли бы представлять угрозу сторонам. Кроме того, будут представляться данные о стартах КРН.
Системы предупреждения обеих сторон ранее ориентировались на обнаружение баллистических ракет друг друга. Москва и Вашингтон не имеют возможности контролировать весь земной шар ни вместе, ни по отдельности.
При этом обе СПРН построены по схожей (двухэшелонной) идеологии, но имеют свои преимущества и недостатки. В частности, США опережают Россию в космосе. Спутниковый эшелон отечественной СПРН в последние годы деградировал из-за недостатка средств. Из девяти запланированных геостационарных аппаратов "Прогноз" на орбите к началу 2000 г. работал лишь один. Менее совершенных высокоэллиптических спутников "Око" на орбите размещено всего три. Выводить каждый год в космос несколько аппаратов СПРН Россия сегодня не способна. Американцы, напротив, поддерживали космический эшелон (спутники DSP) в боеспособном состоянии и развернули работу по созданию перспективной космической СПРН SBRIS, которая должна быть встроена в "национальную" ПРО. Кроме того, США имеют опыт использования спутников DSP для борьбы с нестратегическими БР (Персидский залив, 1991 г.).
Однако космические средства, способные обнаруживать пуски, не могут определять траектории ракет и прогнозировать точки падения. И здесь Россия оказывается в потенциально более выгодном положении, чем Америка. Как видно из рисунка, отечественные наземные радары СПРН покрывают недоступные для США и одновременно наиболее нестабильные и ракетоопасные районы мира: Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.
Однако если Россия начнет напрямую транслировать американцам информацию о пусках индийских и китайских БР, это неизбежно вызовет резкое недовольство в Дели и Пекине. Причем Китая это касается в первую очередь, поскольку, по мнению ряда российских политиков и экспертов (например, председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Рогозина), "национальная" ПРО США угрожает прежде всего КНР. Пойдя на создание ЦОД, Москва поставила под удар отношения с Пекином и Дели, которые крайне важны как по политическим, так и по экономическим соображениям.
Не надо думать, что проблемы с третьими странами возникают только у России. Теоретически может возникнуть ситуация, при которой Вашингтон, точно выполняя условия Меморандума, "заложит" Москве своих союзников по НАТО. Прежде всего речь идет о Франции, которая декларирует самостоятельность своей ядерной политики. Следует иметь в виду, что американские радары способны полностью контролировать районы боевого патрулирования подводных ракетоносцев Парижа и Лондона.
Авторитетные военные специалисты, с которыми удалось побеседовать корреспонденту "НГ", признают, что интересы третьих стран - тонкий вопрос Меморандума, однако считают, что эту проблему удастся преодолеть в ходе согласования процедур работы Центра.
О том, что эта работа далека от завершения, говорит Приложение 2 Меморандума, которым предусмотрено три этапа обмена информацией. На первом - стороны будут предоставлять лишь данные о пусках своих МБР и БРПЛ или о стартах чужих ракет со своей территории. На втором этапе в число подконтрольных войдут собственные ракеты, не относящиеся к МБР и БРПЛ. И лишь потом наступит третий этап, в ходе которого стороны будут выполнять свои обязательства в полном объеме. Причем сроки наступления этапов заранее неизвестны и будут определяться создаваемой в соответствии с Меморандумом Совместной комиссией.
Она же должна решить и еще один щекотливый вопрос, потенциально связанный с темой ПРО. Видимо, по требованию российских представителей в одно из приложений документа внесен тезис о "рассмотрении возможности и необходимости обмена информацией о ракетах, которые осуществляют перехват объектов, не расположенных на поверхности Земли".
В завершение отметим еще один важный момент. Расширение взаимодействия между Москвой и Вашингтоном в сфере обнаружения пусков ракет может помочь укреплению наземного эшелона российской СПРН, который страдает не только от недостатка средств, но и от неопределенности своего юридического положения. Речь идет о том, что статус радаров ПРО, расположенных за пределами России, до сих пор не определен. В первую очередь это относится к РЛС в Габале (Азербайджан) и Балхаше (Казахстан). Не исключено, что теперь лоббистом сохранения российских радаров может стать Вашингтон, к чьим словам в столицах СНГ все больше прислушиваются.
В целом объединение информации СПРН бывших противников по холодной войне может иметь для России как положительные, так и отрицательные последствия. Интегральный эффект будет определяться тем, насколько подписание Меморандума будет "встроено" в общее движение к более безопасному и стабильному миру. Если, как это провозглашается в Меморандуме, удастся в перспективе решить вопрос на "глобальном уровне" в рамках "многостороннего обмена уведомлениями о пусках БР и КРН", то будет сделан действительно серьезный шаг к увеличению международной безопасности. Более того, не исключено, что именно эти механизмы позволят сделать механизм контроля за ракетно-ядерным оружием многосторонним (пока этот вопрос решается неудовлетворительно).
В противном случае Меморандум останется документом, который свидетельствует о сверхдержавных амбициях России и США. А поскольку степень обоснованности этих амбиций у сторон явно неодинакова, то трудно исключить ситуацию, при которой сильный партнер обретает выгоду, а слабому достаются лишь издержки.