Во время своего знакомства с Путиным в сентябре прошлого года Клинтон вряд ли предполагал, что имеет дело с будущим неуступчивым президентом России. Фото ИТАР-ТАСС |
В ПРЕДДВЕРИИ начала в Москве российско-американских переговоров на высшем уровне и по завершении в Берлине германо-американской встречи в верхах лидеры двух европейских государств - России и Германии - сделали весьма важные заявления, которые наверняка окажут заметное влияние на ход обсуждения вопроса о противоракетной обороне (ПРО) - самой острой темы в отношениях Москвы и Вашингтона. После этого стало окончательно ясно, что Германия в вопросе ПРО фактически поддерживает Россию. Сначала в интервью американской телекомпании Эн-би-си президент РФ Владимир Путин заявил, что у России есть "конкретные предложения" в области систем противоракетной обороны, которые будут обсуждаться в ходе его переговоров с Биллом Клинтоном. "Такие механизмы возможны, если нам удастся объединить наши усилия и направить их на противодействие этим угрозам", - продолжил Путин.
Как известно, Вашингтон обосновывает свои планы развертывания запрещенной национальной системы ПРО (для чего ему необходимо уговорить Москву согласиться на изменение Договора о противоракетной обороне 1972 года) якобы существующей угрозой ядерного удара по США со стороны таких стран, как КНДР и Иран. В ходе почти целого года консультаций дипломатов и военных двух стран по этой тематике российская сторона утверждала, что эти опасения явно надуманные. В Москве прекрасно понимают, что планы Вашингтона имеют своей целью нейтрализацию не северокорейского или иранского ракетно-ядерного потенциалов, а российского и китайского. Именно поэтому наши дипломаты уже долгое время предлагают в ходе консультаций американским коллегам снять американские озабоченности иными способами, которые не нарушали бы Договор по ПРО. В частности, речь идет о глобальной системе контроля (ГСК) за распространением ракет и ракетных технологий и сотрудничестве в сфере разрешенной Договором нестратегической ПРО или ПРО театра военных действий (ПРО ТВД).
Собственно, то, что сказал Путин в интервью американской телекомпании, - не новость. Просто впервые идея о сотрудничестве РФ и США в области противоракетной обороны озвучена на высшем уровне. Естественно, президент имел в виду сотрудничество в области нестратегической ПРО, и речь в его ответе об изменении Договора по ПРО не идет. Ранее об этом неоднократно говорил министр иностранных дел России Игорь Иванов. А "НГ", напомним, уже сообщала, что предложения по сотрудничеству в нестратегической ПРО будут сделаны Россией на переговорах с США еще раз, на президентском уровне.
Примечательно, что российские предложения об альтернативном американскому варианте устранения угрозы ракетно-ядерного нападения на США находят гораздо больший отклик у европейских союзников Вашингтона. Это и подтвердили вчерашние слова канцлера ФРГ Герхарда Шредера на совместной с Биллом Клинтоном пресс-конференции по окончании их переговоров в Берлине, откуда сегодня президент США должен прибыть в Москву. Как передает немецкое агентство ДПА, Шредер "выразил серьезную озабоченность в связи с американскими планами создания противоракетного щита". "Мы должны быть очень осторожны (при подходе к вопросу НПРО. - Д.Г.), - заявил Шредер, - так, чтобы любой подобный проект не дал бы старт новой гонке вооружений". По словам канцлера, Клинтон очень откровенно рассказал ему об американском видении этой проблемы. "Затем я заявил о своих опасениях", - добавил Шредер. Стоявший рядом американский президент не стал дальше распространяться на эту тему, но подтвердил, что канцлер очень точно обрисовал их переговоры.
С американской стороны вчера этот германский демарш по отношению к США прокомментировал лишь советник Клинтона по национальной безопасности Сэмюель Бергер, но и он ушел в сторону от главного вопроса - раскола в рядах НАТО по вопросу ПРО. Как сообщает агентство "Ассошиэйтед пресс", Бергер сказал: "Мы не думаем, что ограниченная система (НПРО. - Д.Г.), особенно если мы пойдем в контексте измененного Договора по ПРО... даст импульс гонке вооружений".
Эта фраза очень хорошо отражает характер переговоров, которые американцы ведут со своими европейскими союзниками по НАТО по вопросу НПРО. Прекрасно понимая, что европейцы будут опасаться возможных негативных последствий развертывания НПРО для отношений Москвы и Запада, США в диалоге со своими партнерами убеждали их все это время, что Россия в любом случае согласится на изменение Договора по ПРО. Осталось чуть-чуть, мы дожмем русских, как всегда, а потому не стоит вам, европейцам, заранее заявлять о своих опасениях - таков лейтмотив позиции американской дипломатии на переговорах с коллегами из Германии, Франции, других стран. Однако русские на этот раз почему-то не дали ни единого повода даже усомниться в твердости своей позиции. Более того, в Европе хорошо видят, что Россия не собирается соглашаться на изменение Договора по ПРО, а в случае одностороннего выхода из него США (развертывание НПРО будет автоматически означать слом Договора 1972 года) выйдет из существующих договоров об ограничении и сокращении ядерных вооружений. Это записано в законе о ратификации Договора СНВ-2, об этом открыто говорил и президент Путин. Говорил он и о возможном выходе Москвы из Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности. Для Европы это означает, что у Москвы вновь появятся ракеты, угрожающие не Соединенным Штатам, а ей - старушке Европе. Естественно, это не может не беспокоить ни Германию, ни Францию. Кстати, французская позиция отличается от германской большим антиамериканизмом в том, что касается вопроса ПРО. В минувший вторник президент Франции Жак Ширак озвучил общие европейские озабоченности: "Как вы убедите (государства) перестать накапливать новые вооружения, когда более могущественные державы говорят, что необходимо развивать технологии, которые ставят под сомнение стратегический баланс, завоеванный такой дорогой ценой?" У США, похоже, нет ответа на этот вопрос.
Европа явно боится нового витка гонки вооружений, нового похолодания в отношениях между Россией и Западом. Европа не хочет этого, а потому не соглашается с планами США по развертыванию национальной ПРО. Одновременно там (впрочем, как и в России) понимают, что для США озабоченности других значат очень мало - в любом случае, президент Клинтон уже давно подписал закон, в котором развертывание национальной ПРО определяется как национальная политика Соединенных Штатов. От этого никуда не деться. Но в то же время для Вашингтона весьма важной остается и проблема единства НАТО. А в этом аспекте их планы противоречат важнейшему принципу Североатлантического альянса - принципу равной безопасности стран НАТО. Создавая над собой новый ядерный зонтик, американцы автоматически создают два уровня обороны: хорошую для себя и так себе - для других.
В общем, перед началом российско-американского саммита, самым главным противоречием которого станет вопрос о ПРО, европейские лидеры - причем двух крупнейших стран - фактически в открытую встают на позиции России. Американцев это сильно не смутит, но все-таки добавит аргументов Москве.
* * *
ПРЕДЛОЖЕНИЕ президента РФ Владимира Путина совместно с США развивать противоракетную оборону вызвало активную реакцию со стороны российских военных. В интервью Интерфаксу военно-дипломатические источники заявили, что слова Путина, во-первых, касаются только систем нестратегической ПРО, предназначенной для борьбы с нестратегическими ракетами. Во-вторых, "находятся в разрезе подписанных в Нью-Йорке в сентябре 1997 года протоколов о разграничении стратегической и нестратегической ПРО и позволяют снять некоторые проблемы, накопившиеся между двумя государствами в области стратегической стабильности". В-третьих, принятие решения о создании совместной противоракетной обороны дает возможность Вашингтону контролировать так называемые страны-изгои (КНДР, Иран) и сохранить неизменным Договор по ПРО от 1972 года - фундамента всей договорной системы в области сокращения стратегических наступательных вооружений.
Говоря о технических возможностях нестратегической ПРО, военные источники сообщили, что "имеются разработки систем, способных эффективно вести борьбу с нестратегическими баллистическими ракетами".
В том же духе высказался по данной проблеме и главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) России генерал-полковник Владимир Яковлев. Он полагает, что в случае принятия соответствующего политического решения вполне возможно объединить технический и интеллектуальный потенциал стран, занимающихся разработкой систем противоракетной обороны (ПРО).
"Две великие ядерные державы должны показать пример снижения порога ядерной опасности", - заявил Яковлев российским журналистам, комментируя высказанную президентом РФ в интервью американскому телевидению идею о возможном совместном противодействии России и США ядерным угрозам. Генерал подчеркнул, что переход от двусторонних договоренностей к многосторонним "исключительно важен". Вместе с тем он обратил внимание, что попытка модификации Договора по ПРО 1972 года уже привела к противоречиям между европейскими членами НАТО и США. "Попытка США создать национальную систему ПРО нарушает принцип равной безопасности" как между Россией и США, так и между странами НАТО, заявил главком РВСН.