ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ сдвиг в отношениях США и КНР - то есть первой и второй мировой державы - вот ближайшее последствие происшедшего вчера на Капитолийском холме события. А именно - принятия палатой представителей конгресса США законопроекта о предоставлении КНР постоянного статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Ожидается, что сенат проштампует этот проект довольно быстро, и на этом будет покончено с 20-летним периодом политики Вашингтона, в соответствии с которой палата представителей ежегодно устраивала ритуальные слушания на предмет того, позволяет ли положение с правами человека в Китае еще на год дать этой стране упомянутый выше статус.
Практическое применение нынешнего торгового законодательства в отношении Китая (измененное вчерашним голосованием) означало, по сути, ограничения не только для китайского экспорта в США, но и для американского экспорта в Китай - прежде всего в области сельскохозяйственной и промышленной продукции, но также и в банковской и телекоммуникационной сферах. В целом же, пытаясь наказывать Китай, Америка в итоге наказала себя постоянным дефицитом в двусторонней торговле, которая, по данным на 1999 год, выглядит так: США закупили в КНР товаров и услуг на 82 миллиарда долларов, а приобрели на 69 миллиардов меньше. Итого, можно считать, вчерашнее голосование "весит" 95 миллиардов долларов - цифра, недостижимая сегодня для торговли, скажем, Китая со своим "стратегическим партнером" Россией.
На самом же деле речь идет о цифрах и о событиях куда более масштабных ("НГ" вернется к этой теме в одном из ближайших номеров). А именно - о тектоническом сдвиге в системе мировых отношений, равному, скажем, агрессии НАТО в Косово или недавнему визиту Клинтона в Индию. По крайней мере сам Клинтон, как сообщает "Нью-Йорк таймс", считает принятие нынешнего законопроекта главным достижением своего президентства. По завершении голосования, то есть окончания битвы, которую Клинтон вел с конгрессом несколько лет, он назвал итог "историческим шагом к продолжению процветания Америки, реформам в Китае и миру во всем мире". Здесь нет ни малейшего преувеличения. Дело в том, что только что принятый законопроект означает открытие Китаю дороги в ВТО - то есть снятие препятствий на торговлю для всех основных мировых торговых держав. Реальные последствия этого мы пока что вряд ли оценим полностью, но международную политику и мир в целом они изменят самым решительным образом.