После возобновления отношений России с НАТО, предпринятым по инициативе президента Владимира Путина в феврале этого года, присутствие российского министра иностранных дел Игоря Иванова на встрече его натовских коллег во Флоренции (он не участвовал в ней непосредственно, но в тот же день, 24 мая, прошло заседание совместного постоянного совета Россия - НАТО - СПС) представляется здесь, в Брюсселе, знаковым явлением.
Дело в том, что ранее здесь довольно позитивно оценили недавний визит в натовскую штаб-квартиру начальника Генерального штаба ВС РФ генерала Анатолия Квашнина. Хотя встреча оказалась не во всем гладкой. Выявились разногласия - впрочем, не столько по стратегическим вопросам взаимоотношений, сколько по тактическим, в частности по ситуации в Косово. Россия предлагает возвратить югославскую полицию в Косово, а НАТО считает это делать весьма преждевременным, даже провокационным. Российские военные настаивают на проведении переговоров с официальным Белградом по всей совокупности косовских проблем, однако НАТО считает совершенно нереальными переговоры с "международными преступниками" - то есть окружением Милошевича. Особенно неприемлемым с точки зрения Брюсселя был недавний тайный визит в Москву министра обороны Югославии - тоже носящего здесь метку "международного военного преступника".
Но тем не менее, как подчеркнул один из руководителей политического департамента НАТО в беседе с обозревателем "НГ", эти разногласия с Москвой особенно не тревожат штаб-квартиру Североатлантического альянса, главное - сотрудничество развивается по восходящей.
И все же накануне встречи во Флоренции было решено поинтересоваться у Игоря Иванова, почему Москва пошла на "непонятный сговор" с Белградом - причем в условиях, когда Москва является спонсором международной резолюции, обязывающей арестовывать международных преступников и представлять их на суд международного трибунала. Российский посол в НАТО г-н Кислицкий, считают здесь, до сего дня уходит от вразумительных разъяснений.
По всем этим причинам здесь ожидают, что итогом флорентийских встреч Игоря Иванова станет один-единственный практический результат, но довольно значимый в нынешних условиях - возобновит работу в Москве информационный центр НАТО. Судя по всему, этот вопрос проработан заранее. В Брюсселе ожидают, что его руководителю будет придан определенный дипломатический статус, и он разместится в более комфортабельном помещении, то есть сотрудничество "Россия-НАТО" возродится на "более высоком уровне". Среди первых руководителей центра называют Алексея Шахтахтинского. Сам он шутит: центр уже открылся бы в конце мая, если в России не было бы столь продолжительных общенациональных каникул в первой декаде месяца.
Наряду с этим здесь готовился к рассмотрению вопрос об учреждении военной миссии НАТО в Москве. Первоначально предполагалось, что она должна была появиться в мае прошлого года. Генерал Анатолий Квашнин, побывав в Брюсселе, оставил впечатление, что эта проблема решится, но не сразу.
От встреч с главой внешнеполитического ведомства во Флоренции ожидали также, что будет утверждена рабочая программа развития взаимоотношений НАТО- Россия до конца текущего года. Она включает проблемы, связанные с обсуждением стратегических концепций Североатлантического блока и России, мероприятия по контролю за вооружениями, в том числе и за ядерным оружием, по ранее принятым программам "Открытое небо" и другими. Планируются также мероприятия по взаимным встречам, конференциям и обмену военными делегациями. Над более долгосрочной перспективой решено подумать позже.
НАТО будет побуждать Россию теснее сотрудничать по косовской проблеме, чтобы, как говорят здесь, быть уверенными, что Милошевич не подрывает совместных усилий по урегулированию косовского кризиса. Это главная задача. Сербская сторона прислушивается к России - это чрезвычайно важное обстоятельство, но оно не должно использоваться как "нож в спину" тем же международным усилиям. Здесь надеются также, что Россия будет способствовать проведению выборов в Черногории в октябре этого года, позитивно влияя при этом прежде всего на сербское население.
В целом же урегулирование ситуации в Косово хотя и прогрессирует, считают в НАТО, но остаются важные проблемы. Еще 100 тыс. албанцев не вернулись на родные места, не созданы гарантии безопасности сербской части населения в должной мере. Считается, что половина численности КФОР охраняют сербов, однако значительная их часть все еще не возвращается в родные места.
По самым оптимистическим оценкам, потребуется, как считают здесь, не менее пяти лет, чтобы добиться устойчивых результатов. Большие надежды возлагаются на выборы в местные органы власти, на которые впоследствии должны опираться силы KФОР. Остро стоит проблема создания новых рабочих мест, столь необходимых, с тем чтобы сбить волну преступности и коррупции в Косово. И - самое важное - на повестке дня всерьез стоит вопрос о том, каков будет дальнейший статус Косова: или как самостоятельного государства, или как части Югославии. В НАТО уверены, что решить его можно будет только тогда, когда Милошевич будет устранен от власти. В связи с этим будет объявлен референдум на территории бывшей Югославии. Однако в Брюсселе этот замысел считают в целом весьма идеалистичным. Вместе с тем активное участие в нем России повышает шансы на успех.
Министры иностранных дел НАТО в качестве одного из главных вопросов повестки дня (но без России и учета ее мнения) готовились обсудить во Флоренции перспективы сближения НАТО и военной организации ЕС. В Брюсселе делают большую ставку на эту игру. В ближайшее время страны ЕС намерены развернуть миротворческий контингент численностью 50-60 тыс. военнослужащих, со сменяемостью личного состава через год. Уже сейчас Солана заявляет, что этот контингент ЕС сможет участвовать в миротворческих операциях, например в Сьер-ра-Леоне. США обещают передать в его пользование необходимую секретную военную информацию.
НАТО имеет свои резоны: только 11 стран блока входят в ЕС. Через совместные операции возможно привлечение других восьми стран в дела ЕС, в том числе такой "непроходной" для Евросоюза, как Турция. В то же время к делам НАТО из ЕС возможно привлечение таких нейтральных стран, как Австрия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Военный потенциал блока, таким образом, расширится.
Однако, как было заявлено здесь "НГ", вопрос о вступлении новых членов в НАТО, несмотря на заявки от девяти государств Европы, обсуждать пока не предполагается. Это решение должно быть принято не ранее 2002 года. Пока же кандидатов пропускают через процедуру формата "19+1", когда кандидатов по одному вызывают на ковер в Брюсселе, с пристрастием экзаменуют на наличие степени развитости рыночной экономики, миролюбивости отношений с соседями, приверженности демократическим ценностям и степени разделения ветвей власти в государстве. Затем дают рекомендации. Потом интересуются, насколько советы воплощены в жизнь, и только после этого будет выноситься вердикт о возможности приема в Североатлантический союз.
Брюссель