Министр внутренних дел Португалии Фернанду Гомиш. Фото агентства "Луза" |
- Господин министр, несколько дней тому назад одна из лиссабонских газет привела ваши слова о том, что "в настоящий момент 600 нелегально находящихся в Португалии русских ждут решения суда и соответственно репатриации на родину". Действительно ли задержано такое количество российских граждан, которые будут высланы из Португалии?
- В этой публикации есть две неточности. Во-первых, число задержанных полицией нелегальных иммигрантов составляет сейчас 700 человек. Во-вторых, россияне - только небольшая часть задержанных лиц граждан целого ряда стран Восточной Европы. По разным причинам я не могу сказать, сколько из них являются гражданами России.
- Посольство РФ в Лиссабоне уже поставлено в известность о задержании этих нелегально находящихся в Португалии российских граждан?
- Полагаю, что соответствующие службы делают это автоматически, хотя с нашей стороны нет никаких обязательств поступать подобным образом. Но это, подчеркиваю, обычная практика руководства нашей Службы иностранцев и границ (СИГ): информировать зарубежные представительства о тех их соотечественниках, у которых возникают проблемы с португальским правосудием.
- В этом же материале приводится ваше заявление о том, что "русская мафия действует повсюду и обманывает собственных граждан. Однако у Португалии и Испании уже есть план совместных действий с целью воспрепятствовать нелегальному въезду иностранцев". Вы в самом деле считаете, что наплыв нелегальных иммигрантов в страну - работа российской мафии?
- Мы обратили внимание и взяли на заметку некоторые публикуемые в российской прессе объявления. Они вызывают беспокойство как у нас, так и у властей России тем, что обманывают российских граждан. Дельцы без стыда и совести пытаются воспользоваться наивностью тех, кто пытается найти лучшие условия жизни. У этих людей вымогают деньги, а затем их бросают на произвол судьбы в Португалии или в других странах.
Сейчас в Португалии низкий уровень безработицы, а в отдельных отраслях, таких, например, как гражданское строительство, даже ощущается нехватка рабочих рук. В странах Восточной Европы многочисленные подпольные фирмы, специализирующиеся на организации нелегальной иммиграции, ищут и находят доверчивых людей.
Как сообщала недавно португальская пресса, в одном российском еженедельнике регулярно помещаются объявления о том, как "легко найти прилично оплачиваемую работу в Португалии". Мы знаем также, что за нелегальную "переброску" в Португалию и Испанию иммигранты платят по 500-600 долларов, а затем уже здесь у них еще высчитывают до 3000 долларов.
Нам об этом известно уже давно. И португальская СИГ совместно с испанской Гражданской гвардией регулярно проводят мероприятия с целью перехвата автобусов, на которых перевозят людей из Испании в Португалию. При задержке таких "иммигрантских автобусов" мы сразу же возвращаем находящихся в них пассажиров туда, откуда они прибыли.
- Судя по всему, в доставке нелегальных рабочих в Португалию заинтересованы не только российские подпольные сети, но и португальские строительные фирмы и подрядчики?
- Насколько мне известно, нет ни одной португальской фирмы, которая бы вербовала рабочих в России. Это российские подпольные фирмы переправляют нелегально россиян и лиц других национальностей в Португалию. Доставляют их сюда, а затем бросают на произвол судьбы.
Занимаются этим бизнесом не только российские фирмы. Если бы этим занимались только россияне, то это было бы еще, как говорится, полбеды. Доставка нелегальных рабочих идет из разных стран Восточной Европы. Но, по нашим сведениям, именно российские подпольные фирмы действуют наиболее эффективно.
Португальские власти обращают сейчас внимание на пограничные с Испанией районы, а также на те португальские фирмы и компании, которые используют нелегальную рабочую силу. Так, наше Министерство труда проводит интенсивную проверку рабочей силы на крупных стройках. А сотрудники Службы иностранцев и границ держат под наблюдением те фирмы и стройки, где подозревают присутствие нелегальных рабочих.
- В местной прессе приводились данные о том, что в Португалии сейчас около 200 тысяч иностранцев, которые легализовали свое пребывание в стране, и от 30 до 50 тысяч нелегальных иммигрантов. Насколько это соответствует действительности?
- Со своей стороны хотел бы внести коррективы в эту информацию. Число легализованных иммигрантов составляет 210 тысяч. И никому не известно число нелегальных иммигрантов в стране. Если бы они нам были известны, то мы бы занимались решением проблемы: или путем легализации пребывания этих лиц в стране, или же репатриируя их на родину. Правительство оценивает число нелегальных иммигрантов стране в 20 тысяч человек.
- Среди легализованных иммигрантов какие национальные группы выделяются особенно?
- Основная масса легальных иммигрантов - это выходцы из бывших португальских колоний: Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде. Их около 160 тысяч. И остальные 50 тысяч - выходцы из Европы.
- А бразильцы? Их ведь сейчас очень много в Португалии.
- Бразильцев не так уж и много, и мы включаем их в контингент иммигрантов - выходцев из бывших португальских колоний.
- А сколько легальных иммигрантов из стран Восточной Европы?
- Очень немного. Ведь легализация граждан из этих стран началась совсем недавно. Три года тому назад у нас не было никаких проблем в этом плане. Собственно говоря, мы столкнулись с наплывом нелегальных иммигрантов из стран Восточной Европы буквально в последние два года. И мне кажется, что все это связано с повышенной активностью подпольных сетей, в частности российских, по организации нелегальной иммиграции.
С другой стороны, это вызвано еще и тем, что в странах Центральной Европы высокая безработица. То есть сейчас трудно найти работу в Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии и т. д. Как только стало известно, что в Португалии низкая безработица, тотчас сюда устремился поток нелегальных иммигрантов и рабочих.
- В силу того, что основной контингент иммигрантов - это выходцы из Африки, нет ли у вас опасений, что лет через 5-7 Португалия превратится в "маленькую Америку" в том, что касается преступности, которая всегда выше среди африканцев?
- Таких опасений у нас нет. В настоящее время 210 тысяч легальных иммигрантов на 10 миллионов населения страны не оказывают большого влияния на рост преступности. С другой стороны, легализованные иммигранты, как правило, ведут себя достойно. Большей частью именно нелегальные иммигранты, у которых нет работы, совершают различного рода преступления. В основном они идут на это ради того, чтобы добыть средства на существование.
В целом нынешняя ситуация не вызывает у нас особых опасений и не дает нам повода для изменения той иммиграционной политики, которую мы проводим.
- Появились сообщения о том, что парламент и правительство намерены обсудить нынешнюю иммиграционную политику с целью облегчить легализацию нелегальных находящихся в стране иностранцев?
- Насколько мне известно, ничего подобного не предвидится. Ведь совсем недавно в Португалии была проведена чрезвычайная кампания по легализации значительного числа нелегальных иммигрантов. Говорить сейчас о новых мерах по легализации иммигрантов означает дискредитировать политику правительства в этой области.
Однако если в один прекрасный день мы решим, что нам нужна рабочая сила, например для гражданского строительства, то ее набор будет проводиться не через сети подпольной иммиграции, а непосредственно в странах, откуда мы хотим пригласить квалифицированных рабочих. Именно с правительствами этих стран мы будем договариваться о квотах рабочих, которые могут приехать на временную работу с соответствующими визами в Португалию. Подобные ситуации не решаются в обход закона, который гарантирует въезд иммигрантов в Португалию. Только приняв соответствующее решение, мы проведем переговоры с правительством той страны, откуда мы хотим пригласить граждан на временную работу. Но, повторяю, это только в том случае, если действительно будет доказано, что такая потребность в рабочей силе действительно существует.
- Означает ли это, что правительство уже получило просьбу бывшего губернатора Алгарве, Кабриты Нету, пригласить 3-5 тысяч украинцев, молдаван и румын для работы в ресторанно-гостиничной сфере в этой курортной зоне на юге Португалии и обратиться непосредственно к правительствам Украины, Молдавии и Румынии?
- Что касается недавнего заявления этого предпринимателя из Алгарве, то еще нужно доказать, что оно имеет под собой почву. Допускаю также, что для любого предпринимателя в целом чем больше рабочей силы, тем дешевле он может ее заполучить.
Мы живем в правовом государстве, и правительство всегда подчеркивает следующие основные моменты: иностранные рабочие и специалисты могут приехать сюда только по контракту, за них должны производиться точно такие же соцотчисления, как и за португальских трудящихся, и они не могут быть ни предметом эксплуатации со стороны работодателей, ни составлять конкуренцию португальским рабочим. С другой стороны, иностранные рабочие и специалисты могут приехать на временную работу только с согласия правительства своей страны.
- Несколько дней тому назад в ООН был опубликовал доклад, в котором отмечается, что в ближайшие 50 лет Западной Европе потребуется около 150 миллионов рабочих рук. Затрагивает ли эта ситуация Португалию?
- Этот прогноз специалистов ООН связан с постоянным падением рождаемости в Европе. И мы сознаем, что старение населения в 15 странах ЕС может привести к огромной нехватке рабочей силы. С другой стороны, 12 европейских стран, а некоторые из них имеют очень высокий уровень рождаемости, "стоят в очереди" на прием в Европейский союз. За эти годы они обязательно будут приняты в ЕС, что самым радикальным образом изменит положение с рабочей силой.
Лиссабон