В НАЧАЛЕ этой недели министр иностранных дел РФ Игорь Иванов и генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон имели последний телефонный разговор по спутниковой связи перед сегодняшней встречей во Флоренции, в ходе которого, судя по всему, согласовали, по сути дела, свои ответы (а следовательно, и принципиальные позиции) для ответов на вопросы журналистов. Лорд Робертсон, настроившись на волну совместных заявлений, в последние дни активно встречается с прессой в Брюсселе.
Он сообщил, что за время, прошедшее после его встречи с российским президентом Владимиром Путиным в феврале, когда были возобновлены контакты по линии Россия-НАТО, проделана серьезная работа, в результате чего отношения между Североатлантическим блоком и Москвой "сейчас набирают обороты". Состоялось несколько заседаний Совместного постоянного совета (СПС). На них рассматривался целый ряд новых вопросов, говорит Джордж Робертсон, в том числе стратегические концепции НАТО и России. Кроме того, обсуждены проблемы инфраструктуры в новой стране НАТО - Польше. Обсуждались также проблемы контроля над вооружением, в том числе и состояние переговоров по этим темам, которые сейчас ведутся. В будущем круг вопросов будет все более расширяться.
В любом случае Россия и НАТО - основные стратегические партнеры, и совместная работа принесет ощутимые результаты для мира в целом. "Мы будем продолжать развивать эти отношения во взаимных интересах шаг за шагом - говорит Робертсон. - Большой вклад в совместный прогресс внес российский министр иностранных дел Игорь Иванов. Две недели назад состоялась встреча с начальником Генерального штаба российских Вооруженных сил генералом Квашниным".
Логика взаимоотношений России и НАТО вытекает из того, что имеются общие проблемы, а также из их высокого стратегического веса в мире. "Мы, - утверждает генеральный секретарь НАТО, - рассматриваем Россию не как противника, а как партнера. Эта логика будет сближать в будущем. Однако при этом разногласия сохраняются, поэтому следует их свести к минимуму. Это делает мир более предсказуемым, следовательно, отношения с Россией - не праздность, а необходимость. У нас много общих угроз. Кроме того, существует недопонимание сути военных концепций друг друга, поэтому мы встречаемся, чтобы выявить истинную суть волнующих нас положений военно-стратегических концепций, в частности российского подхода к применению ядерного оружия.
Сейчас у России много внутренних проблем. Мы верим, что она с ними справится. Запад в целом может поддерживать Россию в экономических преобразованиях".
Отвечая на вопрос о влиянии на центральноазиатские республики СНГ, Робертсон подчеркнул, что он не видит на этом поле какой-либо борьбы с Россией. Он сам в скором времени собирается совершить длительное турне в эти края. Государства этого региона принимают участие в программе НАТО "Партнерство ради мира". Доминанта действий НАТО сводится к оказанию помощи в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и другими социальными невзгодами, захлестнувшими эти республики.
Повестка дня встречи во Флоренции чрезвычайно широкая. Один из вопросов - совместные операции в Косово, а также в Боснии - это беспрецедентно: на Робертсона произвело огромное впечатление, как совместно работают военные России и НАТО для того, чтобы установить в этом регионе мир.
Другой серьезный вопрос - рабочий план Совместного постоянного совета России-НАТО на год, в котором весьма значимую часть представляют военные контакты. Вместе с Игорем Ивановым, по признанию Джорджа Робертсона, проведено три совместных совещания общим объемом около 13 часов - это достаточный багаж, наработанный за последние три месяца после того, как диалог был прерван более чем на год. Рабочий план является очень важным документом, поэтому и говорить будем детально.
Вопрос по Чечне будет поднят, хотя его рассмотрение строго не определяется рамками Основополагающего акта Россия-НАТО. Министры иностранных дел Североатлантического альянса однозначно заявили о своей позиции по этому вопросу. "Мы понимаем позицию России, но тем не менее призываем Москву выработать политическое решение этой проблемы. Все же Чечня не превратится в тормоз на пути развития отношений, если будет вестись открытое обсуждение этого вопроса со стороны Москвы и НАТО", - уверен генеральный секретарь Североатлантического союза Джордж Робертсон.
Брюссель-Монс