ВО ВТОРНИК вечером в городе Порто, северной столице Португалии, завершилась встреча министров иностранных дел и обороны стран 10 членов (Бельгия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Голландия, Испания, Великобритания и Португалия) и 6 ассоциированных членов (Исландия, Норвегия, Турция, Польша, Венгрия и Чешская Республика) Западноевропейского союза (ЗЕС). На ней обсуждался весь комплекс ликвидации этой военно-политической организации, созданной в 1954 году, и передача ее структур и функций Европейскому союзу (ЕС). В заключение участники встречи единодушно приняли "Декларацию Порто".
Вероятнее всего, встреча в Порто стран - членов ЗЕС, на которой присутствовали также представители 5 стран-наблюдателей (Австрия, Дания, Ирландия, Швеция и Финляндия), а также 7 ассоциированных партнеров (Болгария, Словения, Словакия, Румыния, Литва, Латвия и Эстония) станет последней на уровне министров. На нее прибыло менее половины министров иностранных дел и обороны. Многие страны ограничились присутствием на уровне замминистров. Особо "отличилась" Франция. На встречу, которой Лиссабон придавал особое значение, Париж направил чиновника МИДа среднего звена, что вызвало негодование со стороны остальных участников. Ведь уже в июле Франция станет страной-председателем в ЗЕС и ЕС.
В заключительном коммюнике отмечается "начало передачи структур и функций" этой военно-политической организации Европейскому союзу в рамках провозглашенной Общей политики безопасности и обороны (ОПБО). А также, как особо подчеркнул португальский министр иностранных дел Жайме Гама, всего набора норм и действий, относящихся к проведению миротворческих операций в Африке.
В принципе вопрос передачи структур ЗЕС будет еще обсуждаться на Европейском совете, который пройдет в июне в португальском городе Фейре. Но уже сейчас в Порто было объявлено, что первыми структурами, которые будут интегрированы в ЕС, станет Центр спутниковой связи и наблюдения, а также Институт стратегических исследований.
На встрече в Порто остались нерешенными вопросы передачи ЕС функций Группы по вооружениям (WEAG) и ликвидации Парламентской ассамблеи ЗЕС.
Нужно отметить, что предстоящая ликвидация ЗЕС вызывает больше проблем, чем ожидалось. Так, например, никто не знает, что делать с многочисленными служащими и сотрудниками ЗЕС. Жайме Гама и ответственный за внешнюю политику, безопасность и оборону в ЕС, Хавьер Солана, обратились ко всем присутствующим с просьбой "найти решение" и "пристроить всех служащих и сотрудников", учитывая "их высокие профессиональные и личные качества".
Остались пока сиротами и семь ассоциированных партнеров ЗЕС - Болгария, Словения, Румыния Словакия, Литва, Латвия и Эстония, так как они не входят ни в НАТО, ни в ЕС. Однако в заключительном коммюнике к ним обращен особый призыв "способствовать улучшению" военного потенциала ЕС в рамках ОПБО.
Формально похороны ЗЕС уже состоялись. Однако, по утверждению Жайме Гамы, военно-политическая организация "будет еще весьма полезной в течение трех-четырех лет", пока ЕС не создаст так называемую европейскую армию - силы быстрого реагирования в количестве 60 тысяч человек, способных проводить активные гуманитарные и миротворческие операции в Старом свете. В свою очередь, Хавьер Солана заверил участников встречи в Порто, что началась "самая серьезная работа" по достижению к 2003 году целей, намеченных ЕС в прошлом году. По его словам, "военно-политический опыт ЗЕС и качество его концептуальных документов" являются "отличной стартовой платформой" для ЕС в области безопасности и обороны.
Лиссабон