ПО УКАЗАНИЮ бразильского президента Фернанду Энрики Кардозу по всей стране подавлены выступления 300 тысяч активистов Движения безземельных крестьян (ДБК). В первых числах мая они начали захват правительственных и общественных зданий в 18 из 26 штатов страны, потребовав земли и глубоких аграрных преобразований в интересах обездоленного большинства. Оккупировали в основном представительства министерств финансов и сельского хозяйства.
В результате самых ожесточенных за всю историю ДБК столкновений с полицией погиб один "безземельный", и 200 человек, в том числе полицейских, получили ранения. Президент Кардозу, будучи в молодые годы социологом, симпатизировал Движению безземельных. Он хорошо знаком с аграрными проблемами и по мере возможностей старается их решать. У президента есть своя фазенда, которая занимает площадь около 1000 га и расположена в 300 км от столицы страны Бразилиа. На фазенде работают 10 специалистов. Они выращивают кофе и сою, разводят крупный рогатый скот.
Не так давно там, прямо у входа в имение Кардозу, тоже располагался лагерь нескольких сотен активистов ДБК. В последние годы эта организация заметно выросла, окрепла и приобрела значительный политический вес. И все только благодаря тому, что она выражает интересы миллионов крестьян в стране, где большая часть земли принадлежит небольшому числу землевладельцев. Так, многочисленные массовые протесты активистов ДБК заставили правительство принять программы по принудительному отчуждению земель, необоснованно выведенных латифундистами из сельхозоборота. По словам президента Кардозу, тогда защитники безземельных крестьян пришли к его фазенде, чтобы поблагодарить за то, что он добился наделения хоть части крестьян земельными участками. Конечно, и в Бразилии президент не всесилен. А между тем именно он сделал для массы безземельных бразильцев столько, сколько не сделали ни один прежний президент, ни одно правительство. Процесс наделения землей идет трудно, поскольку лоббисты крупных землевладельцев пускаются во все тяжкие, только бы у помещиков не изъяли пустующую землю. Президент Кардозу прекрасно понимает могущество латифундистов (все-таки он и сам землевладелец!), старается действовать гибко. В свою очередь, лидеры Движения безземельных крестьян настроены агрессивно. Но такова уж психология неимущих масс: они почувствовали, что нынешний президент и его правительство понимают необходимость земельной реформы для аграрной экономики страны и способны идти на уступки ДБК. Лидеры движения напоминают властям, что они обещали еще в 1999 году выделить земельные наделы 83 тысячам семей, но выполнили свое обещание только на 40%.
Впрочем, подобное случается всегда, когда правительство добивается лишь ограниченных успехов. Чувствующие свою возрастающую силу безземельные крестьяне готовы протестовать хоть каждый день, лишь бы добиться выполнения своих требований.
Акция протеста ДБК возле президентской фазенды удалась. Тогда правительство пообещало в течение недели выделить около 1,5 миллиона долларов кредитов семьям, которые в рамках государственных программ получают земельные наделы. Теперь выбить у правительства своим настырством еще "земли и денег" протестующим не удалось. У президента лопнуло терпение. Он заявил, что не потерпит анархии, и приказал применять против активистов ДБК, преступивших конституционные рамки, всю строгость закона, проявил твердость и навел в стране порядок.