В ПОНЕДЕЛЬНИК в Лондон прибыли бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари и бывший генеральный секретарь партии Африканский национальный конгресс Сирил Рамафоза. Перед этими двумя авторитетными политиками стоит теперь новая сложная задача. Им поручена инспекция тайников с оружием, которые заложены террористами Ирландской республиканской армии (ИРА) в Южной и Северной Ирландии. Тот факт, что ИРА предложила такую инспекцию, представляет собой важнейший прорыв, достигнутый в ходе многолетнего процесса мирного урегулирования в британской провинции Северная Ирландия.
Проследим последовательность событий, которые привели к этому компромиссу. В ночь на 6 мая после длительных переговоров правительства Великобритании и Ирландской Республики достигли договоренности, направленной на то, чтобы вывести североирландский мирный процесс из тупика. Премьер-министры Тони Блэр и Берти Ахерн сделали на этот счет совместное письменное заявление. Оно устанавливает новую конечную дату осуществления так называемого Соглашения Страстной пятницы о мирном урегулировании в Северной Ирландии - июнь 2001 года.
Ранее этот документ предусматривал завершение сдачи оружия всеми военизированными организациями провинции к 22 мая этого года. Но дата на носу, а результатов нет. Отсюда естественная инициатива Лондона и Дублина - отодвинуть на год конечный срок разоружения.
Но совместное заявление содержало и другие крайне интересные идеи. Так, правительство Великобритании выразило в нем готовность восстановить 22 мая распущенные 11 февраля органы самоуправления Северной Ирландии. Однако было поставлено одно категорическое условие. Возобновление деятельности Исполкома Законодательной ассамблеи провинции, самой Ассамблеи и ряда других органов власти будет возможно лишь после "позитивного ответа" военизированных организаций на предложение Лондона и Дублина. Само же это предложение состояло в том, что эти организации, прежде всего подпольная террористическая Ирландская республиканская армия, должны "срочно и четко заявить, что они полностью и на условиях, поддающихся проверке, отказываются от использования оружия". Взамен правительство Великобритании обещало "предпринять дальнейшие меры нормализации к июню 2001 года". Под этим подразумевалось сокращение британского военного присутствия в провинции, достигающего в настоящее время 15 тыс. чел. Вывод британских войск всегда был ключевым требованием республиканцев, то есть католических сил, выступающих за объединение Северной Ирландии с Ирландской Республикой. Лидер католической североирландской партии Шинн Фейн Джерри Адамс приветствовал заявление двух правительств. Реакция протестантских юнионистских сил, выступающих за сохранение единства провинции с Великобританией, была поначалу неопределенной. Лидер основной протестантской Ольстерской юнионистской партии (ОЮП) Дэвид Тримбл отказался тогда комментировать заявление Тони Блэра и Берти Ахерна. С точки зрения многих протестантов Северной Ирландии, вывод британских войск из провинции - это предательство Лондоном их интересов.
Но буквально через несколько часов ситуация и политические настроения резко изменились. Совершенно неожиданно как гром среди ясного неба ИРА заявила о своей готовности к "полному и подлежащему проверке" отказу от использования оружия. Заявление было подписано псевдонимом, который означал, что решение принято самым высшим руководством ИРА.
Таким образом, "позитивный ответ", которого ждали Лондон и Дублин, был получен. Впервые в истории террористы согласились на то, чтобы показать свой арсенал чужому глазу и, таким образом, поставить его под контроль.
А арсенал этот солидный. Как полагают, ИРА запасла столько оружия, что может воевать еще десятилетиями. По данным Королевской ольстерской полиции, в ее тайниках, устроенных на удаленных фермах по обе стороны ирландской границы, хранится около 1000 автоматов, 90 крупнокалиберных пулеметов, 1000 детонаторов, портативные установки для запуска ракет "земля-воздух", огнеметы и 2 тонны пластиковой взрывчатки "Семтекс". Это оружие попало сюда из Ливии, Соединенных Штатов, бывшей Чехословакии и даже из норвежских арсеналов под Осло, которые были ограблены в 1984 году.
Теперь ИРА впервые согласилась допустить к своим арсеналам международных инспекторов. Террористическая организация сама же назвала их имена - Марти Ахтисаари и Сирил Рамафоза. Первый показал себя талантливым переговорщиком в Косово, второй сделал многое для падения режима апартеида в Южной Африке.
Однако в своем ответном заявлении ИРА не предлагает уничтожить оружие, чего требуют протестантские партии. Военизированная организация согласна открыть лишь доступ к своим арсеналам для инспекторов, которые будут подотчетны Независимой международной комиссии по разоружению.
Лондон