ОДИН из общепринятых в цивилизованном мире законов таков: каждый вид продукции должен быть защищен соответствующим техническим сертификатом. Это паспорт изделия, его основной документ. Он гарантирует покупателю высокое качество и надежность приобретения, которые удостоверяются многочисленными испытаниями и сложными специально-профессиональными проверками. В авиации же, где вопросы безопасности имеют первостепенное значение, сертификат от предприятия-изготовителя требуется почти на каждый болт и гайку самолета, не говоря уже о других деталях и узлах.
Поддержать этот цивилизованный порядок в сфере модернизации советской военно-авиационной техники, оставшейся в странах Восточной и Центральной Европы, призвана российско-немецкая компания МАПС, образованная в 1993 г. Причем России этот проект должен принести 300-600 млн. долл.
Первопричины
Дело в том, что еще десяток лет назад функции контроля за техническими стандартами боевой авиации в государствах ЦВЕ выполняли соответствующие органы Варшавского договора. Однако после его самороспуска, а затем и развала Советского Союза исчез и технический контроль. Тем не менее жизнь не стоит на месте: ни одна из стран бывшего советского блока не разоружилась, между тем, например,120 истребителей советского производства требуют модернизации и боевого переоснащения.
Восточноевропейские генералы и военные ведомства идут, правда, на разные ухищрения: пытаются приобрести запасные части и даже целые авиационные блоки не у завода-изготовителя, то есть в России, а в тех странах, где они просто залежались на складах, естественно, без всякого технического обслуживания и соответствующих гарантий к использованию. Таким "левым" донором частенько выступает Украина. Ей многие авиационные агрегаты от МиГ-29 достались бесплатно, их сбыт дает 100% прибыли - даже значительно заниженная стоимость обеспечивает высокие барыши. К тому же и ответственности за техническое сопровождение ровным счетом никакой. Заключающие контракт генералы также мало чем рискуют (во всяком случае не своими жизнями), но по сложившейся неписаной традиции в сфере военного бизнеса имеют свою долю дохода.
Бесспорно, результаты подобных сделок удовлетворяют их участников. Но, оказывается, в цивилизованном европейском обществе они неприемлемы. Представительная техническая комиссия НАТО, побывав недавно в Словакии, стремящейся к вступлению в Североатлантический союз, выразила непонимание в связи с тем, что замена двигателей на самолетах МиГ-29 была произведена без участия завода-изготовителя. Ведь для стран НАТО - это нонсенс.
Организация
Объединенной Германии, как известно, в наследство достались 24 гэдээровских МиГ-29. Специалисты люфтваффе пришли к выводу, что советские истребители довольно маневренные, не уступают по ряду параметров американским F-16, а по затратам на обслуживание требуют в 4-6 раз средств меньше. Решение переоборудовать МиГ-29 под стандарты НАТО подтолкнуло немецкую корпорацию ДАЗА к созданию совместно с россиянами компании МАПС. Эффект превзошел все ожидания - в ходе учебных боев и различного рода испытательных тестов переоборудованные МиГи одерживают верх над своими иностранными конкурентами. И не только на территории Германии: совсем недавно превосходство машин МАПСа засвидетельствовали канадские военные и инженерно-технические специалисты.
Тем временем МАПС, в котором 50% капитала принадлежит ДАЗА, 34% - российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и 16% - российской государственной компании "Росвооружение", принимает решение расширить географию деятельности. Летом прошлого года три учредителя МАПСа подписывают меморандум о совместной работе в странах Центральной и Восточной Европы по модернизации и эксплуатации МиГ-29. Маркетинговую работу берет на себя ДАЗА, а российская сторона - реализацию проектов. Примечательно, что россияне и немцы пришли к соглашению о том, что новый этап сотрудничества необходимо начать с "чистого листа". Подписанные ими до этого по раздельности контракты с Румынией по модернизации МиГ-29 были отозваны. И в конце 1999 г. их заменил уже другой документ.
Сегодня ведутся активные консультации по будущему межправительственному российско-германскому соглашению о действиях в Восточной Европе. В марте состоялось его парафирование, а официальное подписание приурочивается к одной из международных авиакосмических выставок, которая планируется летом 2000 г.
В дальнейшем ожидается, что к этому соглашению присоединятся государства Центральной и Восточной Европы, заинтересованные в модернизации МиГ-29. Процесс предвидится весьма сложным и длительным, поскольку и в Венгрии, и в Польше, и других странах - бывших членах Варшавского договора немало противников дешевой модернизации российских МиГ-29 и одновременно небескорыстных лоббистов приобретения весьма обременительных для национальных бюджетов американских F-16.
Продукция
Немецкие специалисты убедились, что МиГ-29 - довольно совершенная боевая машина, и готовы в этом убеждать весь мир, особенно те страны, которые уже обладают этим самолетом. Его летный ресурс оказался вполне достаточным. Наиболее дорогостоящая часть самолета - планер может послужить еще 15-20 лет. Необходимые переделки под современные стандарты не так уж трудоемки и накладны. Кроме того, самолет становится из простого истребителя многофункциональным, способным работать не только по воздушным, но и наземным, а также морским целям.
Предлагается проведение различных вариантов модернизации в зависимости от практических задач в бою. Отсюда варьируется и стоимость работ, а их максимальное значение не превышает 5 млн. долл. Полный пакет услуг включает замену бортовой аппаратуры, в том числе навигационного и связного оборудования, а также систему управления вооружением.
На предстоящем международном авиасалоне ИЛА-2000 в Берлине (6-12 июня) РСК "МиГ", "Росвооружение" и СП МАПС представят для ознакомления целый спектр вариантов модернизации МиГ-29, которые способны удовлетворить любого потенциального заказчика и эксплуатанта. Впрочем, базовая машина - МиГ-29 - находится не один год на оснащении боевой авиации и зарекомендовала себя довольно высоко.
Интересно, что стоимость модернизации МиГ-29 не превышает 10% стоимости зарубежных аналогов. Причем российский производитель предлагает новые модификации МиГ-29 или модернизацию самолетов, уже состоящих на вооружении, производит постройку или модернизацию новых самолетов, полностью соответствующую требованиям инфраструктуры страны-покупателя. Начальник управления департамента ВВС госкомпании "Росвооружение" Кирилл Вертелов заявляет твердо: "Модернизированный МиГ-29 по критерию "стоимость-эффективность" превосходит новые европейские самолеты поколения "четыре +1", а именно "Еврофайтер", "Рафаль", "Грипен".