НА ПРОХОДИВШЕЙ в Брюсселе встрече высокопоставленных политиков и военачальников из 30 стран континента речь шла о конкретных путях реализации военной концепции в рамках ЕС. Главная задача, требующая неотложного решения, это взаимоотношения с НАТО как оборонным альянсом Запада и его европейскими участниками вне ЕС. Лишь половина стран, представленных на встрече, является полноправными членами этой крупнейшей в Европе организации многостороннего сотрудничества. С другой стороны, многие страны ЕС входят одновременно и в НАТО. Таким образом, неопределенным остается статус 6 стран Североатлантического альянса, среди которых Норвегия и Исландия, которые могут остаться "за бортом" военного сотрудничества в Европе. Турция, Чехия, Венгрия и Польша, как известно, приглашены к столу переговоров об условиях вступления в ЕС, и их положение несколько лучше. Окончательная ясность по данной проблеме будет внесена перед проведением саммита ЕС в Фейре, в Португалии, 19-20 июня.
По сути дела, собравшиеся в Брюсселе участники ЕС приступили к заключительной фазе в рассмотрении основных аспектов общей обороны и безопасности. Впервые командующие вооруженными силами из 15 стран - членов ЕС сели за один стол для разработки планов по созданию к 2003 году так называемого корпуса ЕС численностью до 60 тысяч человек.
Предполагается, что до полного построения военной доктрины и ее рабочих механизмов ЕС будет применять две формулы для сотрудничества в области обороны и безопасности с остальной частью Европы, не включая Россию, Белоруссию и Украину. Первая из них - "15 + 15", то есть ЕС в нынешнем виде, страны, приглашенные к переговорам, страны по вступлению в ЕС, а также Норвегия и Исландия. Другая формула выглядит как "15+6", то есть ЕС и 6 членов НАТО вне Европейского союза. В обоих случаях взаимоотношения между ними будут носить сложный характер. Наиболее ярким противником для устранения препятствий на пути к упрощенной форме сотрудничества выступает Франция. В Париже прямо говорят, что Норвегии и Исландии надо вступать в ЕС и нести бремя расходов наравне со всеми. Тем не менее военные структуры ЕС будут несостоятельны без систем стратегического и оперативного планирования, а также материальных ресурсов НАТО.
Брюссель-Осло
* * *
МИНИСТРЫ иностранных дел и обороны 16 стран - членов и ассоциированных членов Западноевропейского союза (ЗЕС) собрались в понедельник на двухдневную встречу, которая открылась в городе Порто на севере Португалии. Им предстоит обсудить последнюю фазу существования этой организации, которая с 1954 года была единственной автономной структурой европейской обороны.
С принятием Европейским союзом (ЕС) в декабре прошлого года новой Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЗЕС (в который входят Бельгия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Голландия, Испания, Великобритания и Португалия, а также ассоциированные члены Турция, Ирландия, Норвегия, Исландия, Венгрия и Чешская Республика) потерял всякое значение даже в качестве организации-"посредника" между ЕС и НАТО. Сейчас министрам предстоит "подвести итоги деятельности ЗЕС" и передать его наследие вместе с существующими структурами в Европейский союз.
Встреча в Порто как таковая носит настолько дежурный характер, что многие министры стран ЗЕС просто-напросто проигнорировали ее. Формально речь еще не идет о похоронах отжившей свой век организации, а только о временном продлении деятельности ЗЕС до 2003 года. Как оптимистично утверждает португальский министр иностранных дел Жайме Гама, через три года ЕС будет в состоянии проводить общую политику безопасности и обороны, которая "позволит европейским странам осуществлять своими собственными силами операции по решению кризисных ситуаций".
По утвержденным в 1999 году планам, уже в 2003 году ЕС будет иметь возможность в течение двух месяцев отмобилизовать "силы быстрого реагирования в составе 60 тысяч военнослужащих, способные действовать в кризисной зоне в течение одного года".
По словам главы внешнеполитического ведомства Португалии, которая сейчас одновременно председательствует в ЕС и ЗЕС, Лиссабон ставит сейчас перед собой следующие основные задачи. Во-первых, способствовать интеграции функций ЗЕС в ЕС. Во-вторых, обеспечить совмещение этого процесса с проходящей в НАТО реформой, с тем чтобы сделать новую "европейскую армию надежным "европейским устоем Атлантического альянса". В-третьих, обеспечить поддержание активного диалога с государствами ЕС, не являющимися членами НАТО, и с европейскими союзниками, не являющимися членами ЕС. Эта задача, по утверждению Лиссабона, облегчается частично и тем, что в настоящее время генеральным секретарем ЗЕС является Хавьер Солана, отвечающий за внешнюю политику, безопасность и оборону в ЕС.
Министры обороны проанализируют в Порто итоги маневров CRISEX, которые стали первым тестом способности ЗЕС самостоятельно решать возникающие кризисные ситуации. В свою очередь, министры иностранных дел обсудят политические аспекты всех операций, в которых принимал участие ЗЕС (Хорватия, Албания и т.д.). В Порто также предстоит определить предварительно, какие структуры ЗЕС перейдут в ЕС, что на практике будет сделано только во втором семестре этого года, когда Франция станет страной - председателем в Европейском союзе.
Лиссабон