В предыдущем туре, прошедшем 4 марта, 78 из 200 победивших кандидатов в сенаторы были дисквалифицированы избиркомом за те или иные нарушения избирательного законодательства, в том числе за прямую покупку голосов за наличные деньги. Эта возрастная болезнь относительно молодой (хотя и значительно старше нашей) демократии регулярно поражает таиландские выборы, особенно в сельской местности на севере и северо-востоке страны, т.е. в исторически беднейших районах Таиланда. После каждых выборов в Совет народных представителей (нижняя палата парламента) газеты бывают полны обвинений в покупке голосов. Чаще всего обвиняют представители Демократической партии нынешнего премьера Чуана Ликпая депутатов от Партии новой надежды генерала Чавалита Йонгчайюта. Последний вошел в историю как премьер-министр, при котором с Таиланда начался азиатский экономический кризис.
Несмотря на пока еще широкую пропасть, разделяющую политическое сознание городского и сельского населения, в Таиланде к демократии относятся серьезно. Исторически сложилось так, что в отличие от соседних стран, где в послеколониальное время возникли националистические режимы, провозглашавшие демократию как форму правления (несмотря на различия в понимании слова "демократия", например, в социалистическом Северном Вьетнаме и в Южном Вьетнаме, монархическом Лаосе и "буддийско-социалистической" Бирме У Ну), в Таиланде, никогда не бывшем колонией, установилось не менее националистическое правление в форме жесткой военной диктатуры. Причем на протяжении всей послевоенной истории вплоть до конца семидесятых годов случавшиеся регулярно попытки перехода к демократии неизменно заканчивались очередным военным переворотом, которых всего за послевоенное время произошло 17. Конституция принималась и отменялась, затем принималась вновь, часто в измененном виде.
К концу семидесятых годов, однако, политическая реальность в Юго-Восточной Азии изменилась коренным образом. В соседних странах к этому времени слово "демократия" практически утратило свою первоначальную привлекательность, и на сцену вышли социалистический единый Вьетнам, социалистические Лаос и Камбоджа, взявшие на вооружение термин "диктатура пролетариата", Социалистическая Республика Бирманский Союз, полностью контролируемая местными вооруженными силами. В другой части ЮВА - Малайзии и Индонезии, на католических Филиппинах дело с демократией обстояло не лучше.
К девяностым годам в Бирме уже существовало чисто военное правительство, в Камбодже демократия строилась с помощью контингента войск ООН, Вьетнам и Лаос вслед за Китаем вели поиски путей сопряжения капиталистического рынка с социалистической формой правления, а на юге региона провозглашенные демократические идеалы молчаливо приносили в жертву интенсивному экономическому развитию.
Таиланд же, пройдя через огонь и воду внутриполитической борьбы, уже в восьмидесятые годы, во времена премьерства Чатчая Чунхована, оказался ближе всех соседей к воплощению мечты о реально действующей демократии.
Наибольшие сдвиги произошли в таиландском обществе в девяностых годах. Несмотря на то что в историю даже последних десяти лет все-таки "затесался" военный переворот 1991 года, однако и он прошел под антикоррупционными лозунгами, в результате чего премьер-министром стал кристально чистый и мудрый Ананд Паньярачун, и через год с небольшим власть снова вернулась в руки народа.
Нынешняя конституция Таиланда вступила в силу в 1998 году, а вслед за ней был разработан новый закон о выборах и ряд законов, регламентирующих деятельность таких совершенно новых в жизни страны организаций, как Комиссия по борьбе с отмыванием денег, Комитет по разглашению информации (он рассматривает и принимает решения по вопросам рассекречивания государственных документов по требованию населения). Большие полномочия даны конституцией Комиссии по борьбе с коррупцией. Новые задачи, в том числе борьба с организованной преступностью и распространением наркотиков, поставлены основным законом перед оказавшимся практически без дела после окончания холодной войны аппаратом Совета национальной безопасности и подчиненными ему армейскими Силами внутренней безопасности.
Нынешний состав нижней палаты парламента избирался еще по старой конституции, несмотря на то что новая уже была принята. Это объяснялось тем, что этот парламент, так же, как и правительство Чуана Ликпая, должен был выполнить ряд переходных задач, построив все недостающие звенья новой политической системы с тем, чтобы следующие выборы в Совет народных представителей и создание нового правительства - уже по новой конституции - прошли спокойно и безболезненно.
Поэтому выборы в Сенат приобрели огромное значение как самый показательный пробный камень для новой политической системы. Дело в том, что Сенат в Таиланде избирается впервые. Раньше сенаторы назначались премьер-министром и утверждались королем.
Демократический характер выборов проявился еще и в том, что около 40 из 78 дисквалифицированных кандидатов были допущены ко второму туру голосования после тщательного расследования обвинений в их адрес, не подтвердившего фактов покупки голосов.
В эти дни снова раздаются обвинения в нечестности в адрес ряда кандидатов, снова будут расследования, дисквалификации, и, возможно, чтобы заполнить 200-местный Сенат, придется проводить еще один тур голосования под лозунгом, провозглашенным в эти дни бангкокскими газетами: лучше третий тур выборов, чем грязь в Сенате.