В ЧИЕНГМАЕ, втором по величине городе и крупном туристском центре Таиланда, завершило свою трехдневную работу 33-е ежегодное заседание правления (совета управляющих) Азиатского банка развития. Оно оказалось серьезным событием.
Дело в том, что долгие годы отношения между двумя главными вкладчиками банка - Японией и США - строились по модели, которую в спорте называют "друзья-соперники". В вопросах стратегии и тактики банка американцам приходится считаться с мнением Японии, которая пользуется глубоким уважением стран - участников банка как образец развитого азиатского общества и как кредитор, которого больше интересует конкретный результат, получаемый от кредита, чем укрепление политического влияния в регионе. С другой стороны, расчетной единицей кредитов АБР был и остается доллар США.
Благодаря этой ситуации вплоть до Азиатского кризиса, начавшегося в 1997 году, АБР был наименее политизированной международной финансовой организацией в мире и кредитовал среди прочих, например, Бирму, Вьетнам и Лаос - страны, в которых в силу политических причин влияние МВФ и Всемирного банка ощущалось меньше или полностью отсутствовало.
Кризис ситуацию несколько изменил. Еще в самом его начале, когда уже таяли валютные резервы Таиланда, а Корея только ощущала первые приступы болезни, японское правительство начало готовить проект чрезвычайного кредитного пакета для пострадавших стран, в котором в качестве расчетной единицы предполагалось использовать японскую иену вместо доллара США. Одновременно странами АСЕАН была выдвинута идея создания Азиатского валютного фонда, который также мог бы работать с иеной вместо доллара. По неизвестным до сей поры, но явно не экономическим причинам (среди которых называют, в частности, соперничество с Японией Китая) ни одной из этих идей не суждено было реализоваться в полной мере, и на азиатскую сцену вступил МВФ со своими долларами и сопутствующими политическими требованиями, вплоть до изменения юридической базы экономик ряда стран.
Однако идеи создания АВФ зазвучали вновь, когда наиболее разрушительная волна кризиса была уже позади, а МВФ признал ошибки, допущенные им в оценке ситуации в Таиланде и Индонезии двумя годами раньше.
В этом плане в Чиенгмае реально произошло следующее: поставив в качестве главного вопроса повестки дня заседания борьбу с бедностью в Азии, президент банка японец Тадао Чино повел аргументированную агитацию за расширение фондов банка, предназначенных на помощь беднейшим странам, и за привлечение в банк дополнительных капиталов для этой цели. Его поддержали представители большинства азиатских стран. Министр финансов Японии Миядзава объявил также о создании правительством Японии специального фонда в рамках структуры АБР для борьбы с бедностью в Азии. Средства этого фонда составляют десять миллиардов японских иен.
Планы увеличения капиталов банка встретили сдержанную рeакцию европейских представителей и решительное неодобрение американской делегации. Ее глава, заместитель министра финансов США Эдвин Трумэн, сообщил участникам заседания, что банку сейчас надо думать не об увеличении капитала, а о наведении порядка в собственном доме. Обвинения в раздутости и коррумпированности в адрес аппарата АБР произносились американской стороной и в период подготовки чиенгмайского заседания.
Однако в тот же день, когда состоялись первые баталии вокруг плана увеличения капитала, здесь же, в Чиенгмае, встретились министры финансов стран АСЕАН, Южной Кореи, Японии и КНР и выступили с совместным заявлением о рождении "Чиенгмайской инициативы". Она фактически представляет собой первый конкретный шаг к созданию Азиатского валютного фонда. Группа "АСЕАН + 3" объявила в этом документе о расширении сотрудничества финансовых властей своих стран, расширении рамок существующего соглашения АСЕАН о финансовой взаимопомощи и взаимном погашении долгов и дополнении его системой двусторонних инструментов финансовой взаимопомощи, заключаемых между странами АСЕАН, Японией, Кореей и Китаем.
В АБР американцам, в отличие от многих других стран - членов банка, есть что терять. Несмотря на японское влияние, АБР тем не менее длительное время был для США одним из серьезных рычагов контроля как экономической, так и политической ситуации в Азии, своеобразным клапаном, позволявшим вовремя заметить любую тенденцию, направленную прямо или косвенно против американских интересов, и вовремя ее блокировать. Увеличение фондов банка и возможное создание АВФ ослабит этот рычаг и даст реальный шанс Японии утвердить иену в качестве расчетной единицы нового фонда, что подорвет американское экономическое присутствие в регионе.
И это не говоря уже о том, что в случае объединения в АВФ резервов Японии, Кореи, КНР, АСЕАН и Тайваня (который имеет причины стремиться к присоединению к такой компании) у нового фонда будет просто больше денег, чем у любой другой международной финансовой организации. Так что следует ожидать продолжения развития этого важнейшего международного сюжета.
Россия уже три года имеет в АБР статус наблюдателя. В частной беседе с одним из руководителей программ банка в Юго-Восточной Азии тот осторожно заметил, что намерения России по отношению к вступлению в банк пока неясны.
АБР на сегодня - одна из немногих международных организаций, где слово США не всегда закон, а голоса азиатских стран звучат громко и ясно. Есть основания прeдположить, что ряд стран - членов АБР может рассматривать участие в банке России - пока в большей степени с политической, чем с экономической точки зрения - как дополнительную возможность для собственного маневра и, следовательно, будет приветствовать такое развитие событий. В такой ситуации вступление в АБР при определенных условиях могло бы оказаться весьма полезным для России.
Руководитель Департамента международных финансовых организаций Минфина Григорий Глазков, участвовавший в Чиенгмайской встрече в составе российской делегации наблюдателей, охарактеризовал ситуацию так: "Вступать или не вступать России в АБР - не самый простой вопрос. Если вступать, то в каком качестве: заемщика или донора? Совсем не факт, что нам требуется еще один международный кредитор. Сейчас речь в правительстве и парламенте идет о более эффективном использовании уже имеющихся займов и кредитных линий, а не об увеличении объемов заимствований. Донорство же в АБР могло бы стать весомым инструментом реализации наших интересов в Азии, однако эффективное использование такого инструмента возможно только в случае, если наш голос в АБР будет достаточно весом. Важнейший плюс от вступления в качестве донора - получение российскими предприятиями доступа к заказам на реализацию проектов, финансируемых АБР".
Леонид Барон, член коллегии и руководитель Департамента кредитной политики и финансовых рынков Минэкономики, обратил внимание на еще один важный аспект отношений России с банком: "Сотрудничество с АБР, в котором представлены страны с разными экономическими моделями, послужило бы стратегическим интересам России. В АБР на практике учитываются мнение и опыт ряда азиатских стран, в которых достигнуто эффективное сочетание рыночных основ экономических отношений с сильным и эффективным государственным регулированием".
Чиенгмай-Бангкок