В НИДЕРЛАНДАХ на бывшей американской авиационной базе Кепм Зейт третий день идет суд над Абдель Бассетом аль-Меграхи и Аль Амином Халифой Фахима - двумя ливийцами, подозреваемыми в уничтожении "Боинга 747" компании "Пан Америкен". Лайнер взорвался в воздухе и рухнул на землю в местечке Локкерби в Шотландии. Долгих двенадцать лет, санкции ООН против Ливии, уйма дипломатических усилий понадобились, чтобы смог состояться этот уникальный в истории юриспруденции процесс. Однако он способен не только дать ответ на некоторые весьма щекотливые вопросы, но и породить серьезные проблемы.
Так, если обвиняемых признают виновными, то застопорится начавшееся в последнее время сближение между ливийским лидером Муамаром Каддафи и западными державами, чьи могущественные нефтяные компании заинтересованы в прибыльных контрактах с Джамахирией. Если подсудимых оправдают, то непонятно, кто тогда совершил террористический акт, оборвавший 270 жизней, главным образом американцев и англичан. Третий же вариант маловероятен - общественное мнение в США и Великобритании вряд ли позволит, чтобы преступники оставались безнаказанными.
Так виновны два ливийца или нет? Адвокаты подсудимых стараются доказать, что диверсию осуществили пользующиеся поддержкой Сирии палестинские экстремисты. А действовали они якобы по указке Ирана, который старался таким способом отплатить за гибель своего самолета, сбитого американцами за полгода до этого. В июле 1988 года авианосец США "Винсент", находившийся в районе Персидского залива, по ошибке поразил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер, на борту которого находились 290 человек. Тогда в ответ в Тегеране пообещали пролить "море крови". Так что у иранцев имелись существенные мотивы для мести.
Но коли так, почему западные спецслужбы пошли по ливийскому следу вместо сирийско-иранского? Что за важные цели заставили их предать забвению интересы закона? Кое-кто из политических аналитиков считает, что мотивом могла стать необходимость поддержки со стороны Сирии западной коалиции во время войны против Ирака в Заливе. Также необходим был и нейтралитет Ирана.
Это - мотивы. С чисто юридической точки зрения в деле Локкерби также много недоговоренностей и неясностей. Обвинению нужно доказать, что двое ливийцев заложили японский магнитофон марки "Тосиба", начиненный взрывчаткой Семтекс, в чемодан на Мальте, который потом был переправлен во Франкфурт и там погружен вместе с другим багажом на борт американского лайнера. Но четыре миллиона обломков, тщательно собранных на месте аварии, этого подтвердить не могут. Нет неопровержимых свидетельств, что чемодан с заложенной в него бомбой начал свой путь именно с Мальты. А раз так, дело может развалиться - ведь именно там представителями ливийской авиакомпании работали двое подсудимых. Прокурор утверждает, что они на деле являлись тайными агентами ливийских спецслужб. Перед ними была поставлена задача осуществить акцию возмездия за бомбардировку в 1986 году дворца ливийского лидера американскими истребителями, поднявшимися с баз на территории Великобритании. Во время этого налета погибла маленькая дочь Муамара Каддафи, а сам он чудом уцелел. Обвинение говорит, что найденный в шотландском лесу кусочек от электронного устройства размером с мизинец соответствует оборудованию, которое поставлялось Ливии одной швейцарской компанией. Других зацепок нет.
Тем временем один из основных свидетелей, ливийский перебежчик, изменил свои показания. Сперва он утверждал, что будто бы лично видел, как пресловутый чемодан с бомбой был поставлен одним из обвиняемых ливийцев на конвейер с багажом. Но потом заявил, что тот, наоборот, снял чемодан с конвейера. Еще одно показание тоже рассыпалось. Считалось, что зонтик и твидовый пиджак, находившиеся в чемодане с бомбой, были приобретены на Мальте одним из подсудимых. Однако по описаниям Тони Гаучи, владельца магазина, где были куплены вещи, человек, их взявший, был выше и старше подозреваемого. Другой свидетель из Швейцарии, который занимался производством часовых устройств наподобие того, что привело в действие бомбу на лайнере "Пан Ам", тоже сделал сообщение, расходящееся с выводами следствия. Эти часовые устройства, по его словам, закупила разведка Восточной Германии и потом передала их Народному фронту освобождения Палестины. Западногерманская полиция, которая за несколько месяцев до трагедии над Локкерби арестовала во Франкфурте дюжину боевиков этой группировки, обнаружила у них кассетный магнитофон марки "Тосиба" с вмонтированной в него бомбой. Точно такой же был использован в диверсии на американском "Боинге".
Спрашивается, правда, что общего у левацкой палестинской организации с консервативными иранскими муллами. Общей может быть ненависть к "сатанинским" империалистическим Соединенным Штатам. Говорят также, что за диверсию было выплачено вознаграждение в 10 миллионов долларов, что всегда помогает сгладить идеологические расхождения.
Помимо того, как передало агентство Рейтер со ссылкой на Четвертый канал английского телевидения, еще в середине 90-х годов палестинские террористы узнали, что американские секретные службы регулярно используют рейс 103 "Пан Ам" для переброски наркотиков, которые идут в качестве выкупа в сложных и грязных операциях по освобождению заложников. При этом на борту рейса 103, оборвавшегося над Шотландией, находились восемь агентов спецслужб США. Вместе с ними летел палестинец Халед Джафар, известный своим участием в контрабанде наркотиков.
Это не все. Согласно показаниям иранского перебежчика, попросившего убежище в Германии, взрыв лайнера "Пан Ам" был спланирован Ираном в союзе с Ливией. Осуществить диверсию взялась палестинская экстремистская группировка, возглавляемая Абу Нидалем. Бомбу на самолет заложили в Лондоне.
Организация Освобождения Палестины, которая проводила собственное расследование, по имеющейся информации, установила, что взрывное устройство было собрано в Иране. Его передали боевикам Народного фронта освобождения Палестины. Те через Бейрут и Белград переправили его во Франкфурт, где им удалось установить бомбу на американском самолете. У члена этой группировки Абу Талба, задержанного в Швеции, во время обыска обнаружили календарь, где кружочком была обведена дата рейса "Пан Ам", разбившегося над Шотландией. Абу Талб проходил как подозреваемый по делу Локкерби, однако его не арестовали.
Еще больше неясности вносит тот факт, что министр иностранных дел ЮАР Рулоф Бота должен был лететь в Нью-Йорк на разбившемся самолете "Пан Ам" и даже выкупил билеты. Однако в последний момент он был предупрежден о необходимости поменять рейс по соображениям безопасности. Бота подтвердил, что получил такое предупреждение, но не сказал, от кого оно исходило. Ни Ливия, ни палестинцы не стали бы заботиться о высокопоставленном чиновнике режима апартеида. А вот израильская разведка "Моссад" могла, учитывая, что Тель-Авив тогда связывали очень тесные отношения с Преторией.
Так что в деле Локкерби много темных пятен. Бомба на борту американского "Боинга-747" взорвалась вечером 21 декабря 1988 года. Двенадцать лет потребовалось, чтобы начался суд над обвиняемыми по этому делу. Бомбы каких разоблачений способны взорваться во время процесса, можно только гадать.
Хараре