В СРЕДУ вечером, когда в итальянском сенате завершались дебаты по вопросу о доверии правительству Джулиано Амато, только один представитель правящей левоцентристской коалиции осмелился выступить против. Этим человеком был Антонио Ди Пьетро, имя которого девять лет назад стало синонимом грандиозной антикоррупционной операции "Чистые руки", выбросившей на свалку истории прежнюю политическую элиту страны. Бывший следователь # 1 не просто призывал голосовать против кабинета Амато. Он обрушил на голову новоиспеченного премьера столь серьезные обвинения, что порой казалось, будто бесстрашный Ди Пьетро опять облачился в черную прокурорскую тогу и как прежде горит желанием упрятать за решетку чуть ли не всех обитателей итальянского политического Олимпа.
Впрочем, ощущение, что время повернуло вспять, наверняка не оставляет в эти дни многих жителей Апеннинского полуострова. Ну кто, скажите на милость, еще несколько лет назад мог предположить, что Совет министров Италии вскоре возглавит бывший заместитель секретаря Итальянской соцпартии (ИСП) Беттино Кракси, а последний лидер социалистов Оттавиано дель Турко займет ключевой пост министра финансов! Но самым поразительным стало, конечно, назначение заместителем министра иностранных дел Уго Интини. В отличие от большинства руководителей ИСП этот человек, которого некогда прозывали "авторучкой Кракси", не отрекся от своего кумира и периодически навещал патрона в добровольном тунисском изгнании до последних дней его жизни.
В чем обвинял Ди Пьетро нового премьер-министра? В том, что в конце восьмидесятых Амато участвовал в функционировании "дьявольского механизма коррумпированной партократии", а затем вместе с другими лидерами социалистов пытался помешать проведению операции "Чистые руки". Более того, накануне голосования сенатор сообщил, что в 1992 году, уже будучи главой правительства, Амато участвовал в заседании руководства ИСП, на котором разрабатывались меры по дискредитации следователей миланской прокуратуры (правда, очевидцы утверждают, что в самый ответственный момент премьер отлучился в туалет). Ди Пьетро выступал с привычным жаром и даже со слезой в голосе, а в подтверждение серьезности своих аргументов даже вышел из левоцентристского движения "Демократы", одним из отцов-основателей которого он был наряду с Романо Проди. Однако коллеги не послушали своевольного сенатора и проголосовали за вотум доверия кабинету Амато. Напомним, что в минувшую пятницу аналогичное решение вынесла палата депутатов. Так что со вчерашнего дня 57-е в истории Итальянской Республики правительство официально начало работать в полном объеме.
Чтобы понять, почему стал возможным политический сюжет, всего несколько лет назад казавшийся абсолютно сюрреальным, проследим вкратце историю нынешней легислатуры. Весной 1996 года коалиция "Олива" во главе с Проди одерживает убедительную победу на выборах и формирует левоцентристское большинство в парламенте с участием Партии коммунистического преобразования (ПКП). Кабинету удается провести ряд важных реформ, в частности, добиться принятия Италии в клуб стран-учредителей евро, но противоречия в рядах коалиции нарастают. В октябре 1998 года неокоммунисты провоцируют правительственный кризис, который завершается расколом самой ПКП и созданием правительства с участием правых центристов, которое впервые возглавляет бывший коммунист Массимо Д"Алема. Вскоре Проди удается отправить в почетную ссылку в Брюссель, где он возглавляет Еврокомиссию, а первоначальный "оливковый проект" в Риме пытаются забыть как дурной сон. Но в 1999 году сторонники экс-премьера создают движение "Демократы", которое очень удачно выступает на летних выборах в Европарламент. Они требуют министерских постов, и под занавес прошлого года Д"Алема формирует свой второй кабинет, который, однако, лишается в парламенте поддержки социалистов и части центристов. 16 апреля этого года в ходе областных выборов правые силы во главе с Сильвио Берлускони вчистую обыгрывают правящую коалицию и требуют немедленного роспуска парламента и проведения досрочных выборов.
По сути дела история последних четырех лет в Италии является историей неуклонного ослабления и дробления левых сил, оказавшихся не способными дать адекватный и консолидированный ответ на вызовы времени. После похорон "оливкового проекта" левоцентристская коалиция во многом утратила собственное политическое лицо, погрязла в раздорах и дискуссиях, не смогла выработать единой реформистской политики, понятной обществу, и в итоге разочаровала заметную часть своего традиционного электората. Одновременно правые развернули мощную пропагандистскую кампанию, в которой наряду с социальной демагогией довольно удачно использовали некоторые лозунги и идеи самих реформистов. При этом сторонники Берлускони не уставали повторять, что начиная с отставки кабинета Проди правящая коалиция утратила большинство в стране и фактически превратилась в нелегитимный режим.
Политическое самоубийство Д"Алемы, совершенное им в ходе весенней предвыборной кампании 2000 года, поставило лишь жирную точку в этой печальной саге о первом правлении левоцентристских сил в истории Итальянской Республики.
Собственно говоря, именно при помощи Амато лидеры правящей коалиции пытаются сейчас превратить эту точку в многоточие. Фигура 61-летнего профессора-экономиста была выбрана для этой миссии не случайно. Амато, получивший профессиональную подготовку в Колумбийском университете, прошедший через горнило острых политических баталий в одной из "партий власти" (ИСП) и успевший поработать в профсоюзах, обладает поистине уникальным опытом. Реализовать его с размахом политику удалось в 1992 году в пору своего первого премьерства. Тогда Амато провел болезненное, но плодотворное оздоровление государственных финансов, заложив твердую основу для последующего рывка Италии к евро. Операция "Чистые руки" привела к отставке его кабинета, но не затронула политика лично (поистине уникальный случай - Амато официально не проходил ни по одному из громких процессов). С 1994 по 1997 год он возглавлял национальный антимонопольный комитет и лишь в 1998 году вошел в кабинет Д"Алемы сначала в качестве министра по делам реформ, а затем министра казначейства. Кстати, тогда его кандидатура не вызывала никаких сомнений даже у Ди Пьетро, поскольку высокая профессиональная репутация и демонстративный отказ от членства в любых политических партиях создали ему имидж нейтрального технократа. Более того, Амато активно поддерживали правые, которые весной прошлого года даже пытались провести его на пост главы государства.
После 16 апреля ситуация кардинально изменилась. Лидерство Амато стало для партий правящей коалиции едва ли не единственной возможностью избежать досрочных выборов, а значит, почти неминуемого поражения в национальном масштабе. Сейчас им нужно срочно перегруппировать силы, чтобы в 2001 году вновь выступить единым фронтом под знаменами современного реформизма. Для осуществления этой задачи правящая элита без сожаления пожертвовала фигурой Д"Алемы, списав на него большинство своих ошибок и неудач. Но до новой предвыборной кампании остаются считанные месяцы, и в этих условиях действующий премьер, несомненно, имеет предпочтительные шансы на то, чтобы через год стать лидером обновленной левоцентристской коалиции. Судя по всему, сам Амато прекрасно осознает такую перспективу и морально готов претворить в жизнь этот сценарий. Понятен в этой связи и праведный гнев Берлускони, который, позабыв о прежних лестных оценках, называет сейчас нового премьера не иначе как "полезным идиотом для левых" и "незаконным главой нелегитимного правительства".
Но дело не в этих риторических кульбитах Берлускони и не в том, что вырвавшиеся из политической резервации социалисты открыто говорят теперь о необходимости исторической реабилитации краксианства. Подлинная ирония судьбы состоит в том, что во главе левоцентристского правительства Италии отныне стоит Амато - бывший ближайший сподвижник Кракси, а лидером правой оппозиции остается Берлускони, которого с полным основанием можно считать и креатурой, и верным наследником секретаря ИСП. Эта аномалия не только подводит ясный итог итальянской "бархатной революции" начала 90-х, но и недвусмысленно определяет ближайшее политическое будущее шестой экономической державы современного мира.
Рим