ИНДОНЕЗИЯ стоит на пороге больших перемен: радикально сменилась исполнительная власть с уходом президента Сухарто, правившего страной более тридцати лет, а вслед за ним вскорости и президента Хабиби. На сцену вышли новые политические силы - представители былой оппозиции в лице руководящего деятеля влиятельной мусульманской партии Нахдатул Улама Абдурахмана Вахида, ставшего после выборов президентом, и дочери Сукарно, основателя независимого индонезийского государства Мегавати - Сукарнопутри, ставшей вице-президентом. Они призвали к реформированию общества, и прежде всего приведения незыблемой с 1945 года Конституции Республики Индонезии в соответствии с новыми веяниями эпохи, с требованиями соблюдения основных прав человека не на словах, а на деле.
Для принятия правильных решений члены Народного консультативного конгресса Индонезии, высшего законодательного органа страны (он может отменить любое решение президента), посчитали необходимым изучить механизм взаимодействия властных структур в различных странах мира. С этой целью семь видных деятелей страны, члены НККИ, направились за рубеж. Делегация под руководством председателя специальной (рабочей) комиссии Тео Самбуага направилась сначала в Иран, а затем в Россию.
Цель визита нашей делегации в Москву, заявил Тео Самбуага корреспонденту "НГ", сделать сравнительный анализ и познакомиться с российским опытом в подходе к вопросам об изменениях и дополнениях в Конституцию, взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, об отношениях Центра с регионами - вопросами крайне актуальными в нынешней Индонезии, состоящей из 17 000 островов.
Несмотря на неофициальный характер визита, членам делегации были предоставлены все возможности для получения необходимой им информации. Они беседовали с руководящими деятелями Госдумы и Совета Федерации, встретились с председателем ЦИК Александром Вешняковым, с исполняющим обязанности генпрокурора, с министром юстиции, побывали в Верховном суде, в московской Думе.
Заместитель главы делегации НККИ г-н Пармади, известный политический деятель страны, председатель независимой Организации юридической помощи неимущему населению (ЛСМ), заявил корреспонденту "НГ", что члены делегации получили обширную и полезную информацию по всем необходимым вопросам, и прежде всего по самому главному - о роли Конституции в обществе, о механизме возможных изменений и дополнений к ней. Говоря об индонезийской конституции, Пармади сказал, что его общество не хотело бы, чтобы власть президента была неограниченной. Господин Пармади полагает, что у России и Индонезии немало схожих проблем, в частности, проблема сепаратистских тенденций. Что же касается такой проблемы, как взаимоотношения Центра с регионами, то по его мнению, регионы должны иметь широкую автономию, однако только в рамках единого государства. Безответственное муссирование и раздувание проблемы взаимоотношений регионов с Центром, которые позволяют себе порой иные политические деятели в мире, нельзя назвать иначе как политический авантюризм, подчеркнул Пармади. Мы, например, уже предоставили такую широкую автономию такому проблемному району, как Аче на Суматре, который останется в рамках единой страны.
Пармади высказал глубокое сожаление в связи с тем, что, как он считает, роль России на мировой арене после эры перестройки и гласности значительно снизилась: это была единственная страна, которая могла противостоять американскому своеволию. Необходимо, заявил он, чтобы Россия стала вновь могучей и влиятельной, и хотелось бы надеяться, что при президенте Путине она станет именно такой. Это крайне важно, ибо, когда в мире командует одна страна, малые страны остаются беззащитными перед произволом Запада. Наглядным тому примером являются и Ближний Восток, и Югославия. Чтобы в мире возобладала безопасность, он должен быть не моно-, а многополярным, заявил Пармади. Он высказал также пожелание, чтобы Россия еще более активно сотрудничала с Азиатско-Тихоокеанским регионом.