НА ЭТИХ днях в таиландской англоязычной газете "Нейшн" вышла редакционная статья под заголовком "Избрание Путина может оказаться добрым знаком для Азии". В статье выражается надежда, что новый президент сможет вывести Россию на сильные позиции в мире, а "сильная Россия при стабильном демократическом правлении может стать только стабилизирующим фактором в мире. Будет очень интересно взглянуть на то, как поведет себя Россия в отношение июльского Регионального форума АСЕАН в Бангкоке".
Нынешний интерес к России в Таиланде можно кратко охарактеризовать словами Нитипума Наваратна, ведущего международного обозревателя "Тхаи Рат", самой массовой газеты в стране: "Установление демократии в России открыло огромные возможности для политического и экономического сотрудничества. Если бы сейчас Россия, при нынешней демократической форме правления, была так же сильна, как когда-то Советский Союз, весь мир жил бы в совершенно иной политической реальности, вероятно, более справедливой и благоприятной для нас, в Юго-Восточной Азии и в Таиланде".
Пользуясь своим знанием русского языка (в 1997 г. он защитил диссертацию в Институте стран Азии и Африки при МГУ), Нитипум Наваратна еще в конце марта опубликовал в своей ежедневной колонке краткую биографию Владимира Путина, основываясь на публикациях сетевой версии "НГ". Интерес к фигуре российского президента оказался настолько велик, что по требованию читателей Наваратна написал еще один, более подробный биографический очерк, который печатался в газете в течение трех дней.
...В 1991 г., когда во Вьетнаме и Лаосе еще находились советские военные и гражданские советники, в одночасье превратившиеся в граждан России и ряда вновь образовавшихся государств, а в Таиланде еще устанавливали наружное наблюдение за каждым въехавшим в страну русским, вашему корреспонденту приходилось неоднократно слышать рассуждения о развале СССР и его последствиях от людей, представлявших самые разные слои населения.
Удивительно в этих рассуждениях было то, что в них неизменно звучало сожаление, хотя и порожденное совершенно различным ходом мысли. Вьетнам, Лаос и в какой-то степени Камбоджа потеряли тогда очень важную точку опоры, с учетом которой проходили основные политические и экономические процессы в этих странах. Поиски новой такой точки в условиях постоянного и красноречиво-безмолвного присутствия в регионе Китая привели их позднее в ряды АСЕАН. Что же касается "исконно проамериканских" Таиланда, Индонезии, Филиппин и других стран региона, здесь сожаление о развале Союза имело совершенно другие корни - впервые за постколониальное время был полностью нарушен баланс сил, страны - основатели АСЕАН потеряли выгодный статус форпоста антикоммунизма в Азии и ощутили гораздо большее, чем раньше, влияние США, да еще и в условиях явного понижения значимости региона для американской внешней политики. А отсюда - уменьшение для США необходимости считаться с интересами этих стран.
Ностальгические воспоминания о днях холодной войны вновь обрели голос в период экономического кризиса 1997-1998 гг. Многие прямо обвиняли если не правительство США, то американские корпорации в сознательном "развязывании" кризиса. Насколько фантастично ни выглядела бы тогда эта "теория заговора", сегодня именно американские корпорации первыми пользуются "плодами" кризиса, скупая здесь подешевевшие активы таиландских банков, финансовых компаний, производственных предприятий и фирм по продаже недвижимости.
В самые острые периоды кризиса приходилось иногда читать в местных газетах рассуждения обозревателей, политологов и экономистов, что при наличии ощутимого присутствия сильной России кризис скорее всего не состоялся бы.
Несмотря на то что Россия в последние годы уделяла значительно больше внимания своим внутренним проблемам и отношениям с США, Европой и Китаем, а ее присутствие в ЮВА практически сошло на нет, снятие с повестки дня коммунистических лозунгов и переход к демократии позволили капиталистическим странам региона проявить некоторую инициативу в отношениях с нашей страной. В Малайзии, Индонезии и Таиланде заинтересовались российскими вооружениями и технологиями, было заключено несколько взаимовыгодных сделок в этих областях - и это в странах, долгое время считавшихся почти исключительно американским рынком.
Во время бомбардировки Югославии натовской авиацией российских дипломатов и журналистов часто спрашивали, прикрывая истинный интерес шутливым тоном: "Ну когда же Россия введет свои войска в Югославию?"
Юго-Восточной Азии необходим сегодня стабильный, сбалансированный и многополярный мир. Только в этих условиях возможна реализация планов превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров, и эти планы сегодня живы, несмотря на огромные потери, понесенные странами региона в результате последнего экономического кризиса. Продолжается работа экспертной группы, состоящей из 55 опытных политиков, ученых, администраторов, публицистов, писателей, военачальников десяти стран ассоциации, разрабатывающей конкретные пути создания общей экономической инфраструктуры и общей структуры власти и управления объединенного региона АСЕАН. В ЮВА предусматривается более глубокая консолидация, чем в Европейском cоюзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических ведомств, ведомств по развитию науки и технологий, создание единого мощного компьютерного производства и многое другое. На сегодня это один из вариантов долгосрочной программы развития АСЕАН. В ближайшее время этот план может стать официально утвержденной 15-летней программой.
Однако внешнее противодействие этому плану ощущается уже сейчас. Без стабильного баланса сил в мире оно станет решающим фактором в судьбе региона. Поэтому ЮВА сегодня очень нужна стабильная и сильная Россия.
Бангкок