В НЬЮ-ЙОРКЕ с 24 апреля проходит Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1995 году государства - участники этого договора приняли решение о его бессрочном продлении. Но с тех пор проблема ядерного нераспространения приобрела и глобальную, и региональную эрозию, более или менее стабильный режим нераспространения ядерного оружия (ЯО) дал большие трещины и потерял былую устойчивость.
Первый сильнейший удар по нему нанесли ядерные испытания и создание ядерного оружия в 1998 году Индией и Пакистаном. Попытки международной общественности и некоторых великих держав повлиять на позицию этих стран в стремлении к обладанию собственным ядерным оружием были успешно отбиты. При этом еще с 1968 года, когда было достигнуто первое международное соглашение о нераспространении ядерного оружия, Индия считала, что оно обладает глубокими недостатками, и она будет руководствоваться исключительно соображениями своей национальной безопасности.
После того как сенат США отказался от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), "Индия продолжает считать, что на глобальном уровне нет признаков того, что ядерные государства готовы принять решительные и необратимые меры к тому, чтобы жить без ядерного оружия" ("Дипкурьер НГ", 20.04.2000 г.).
Это не пустые слова. Так, ратификация сенатом США Договора СНВ-2 была обусловлена такими заявлениями: "При возникновении проблем конструкционных изъянов или старения, которые не могут быть разрешены с помощью надежной программы по поддержанию ядерного боезапаса, Соединенные Штаты резервируют за собой право... возобновить подземные ядерные испытания, если это необходимо для поддержания уверенности запасов ядерных боеприпасов. Соединенные Штаты обязуются поддерживать испытательный полигон в Неваде на уровне, при котором Соединенные Штаты смогут возобновить испытания в течение года после принятия решения об этом на национальном уровне. Соединенные Штаты резервируют за собой право ссылки на высшие национальные интересы США для выхода из любой будущей договоренности в области контроля над вооружениями, предусматривающей ограничения подземных ядерных испытаний".
Кроме того, с 1995 года, закончив свои программы натурных ядерных подземных испытаний, США, а за ними Франция, Англия и Китай переориентировали свои ядерные лаборатории на совершенствование математических методов и моделей расчета ядерных зарядов и разработки новых методик неядерных взрывных опытов. То есть на совершенствование своих ядерных арсеналов без проведения подземных ядерных взрывов. Состояние арсенала ядерного оружия США представляет собой "наивысший национальный интерес", заявил в своем обращении к сенату президент США Клинтон. Для поддержания безопасности и совершенствования своих ядерных вооружений США выделили на специальную программу 4,5 млрд. долларов. И при этом они готовы при необходимости возобновить подземные испытания.
Россия прекратила подземные испытания своего ядерного оружия десять лет назад. Никакой программы "неполигонных испытаний" ядерного оружия, подобной американской или французской, мы не имеем. И совсем не потому, что мы не сможем ее реализовать. У нас есть и необходимые научные кадры, и необходимые математические модели, и желание. Нет только одного: утвержденной на высшем государственном уровне программы конверсии, поддержания безопасности и совершенствования ядерного оружия и выделенных бюджетом необходимых финансов на реализацию такой программы.
А без этого, учитывая десятилетний застой в подземных испытаниях ядерного оружия, Россия все быстрее деградирует в важнейшей области своей национальной безопасности. И это в то время, когда и Концепция национальной безопасности РФ-2000 г., и новая военная доктрина РФ установили, что "важнейшей задачей РФ является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессию любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки".
В такой региональной (Европа и Южная Азия) и глобальной геополитической и геостратегической обстановке представляется целесообразным делегации России на апрельской сессии участников ДНЯО в Нью-Йорке также исходить из высших национальных интересов своей страны и не бежать сломя голову по дорожкам, проторенным в 1990-1995 гг., где мы всем и во всем уступали без всяких условий. В результате Россия утратила во многом свой международный политический вес и авторитет. С ней перестали считаться даже при принятии решений, чреватых развязыванием региональных вооруженных конфликтов (агрессия НАТО 1999 г. против Югославии).
Пора наше участие в международных договорах и соглашениях приводить к единой системе жизненно важных интересов России, объявленных в новых государственных документах нынешнего года, объединенных общими, научно обоснованными подходами к обеспечению всех направлений национальной безопасности страны.