Глава МИД России Игорь Иванов умеет быть убедительным дома, за рубежом и даже в пути. Фото Дмитрия Косырева |
НАЧАВШАЯСЯ вчера в нью-йоркской штаб-квартире ООН VI Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) помимо прочего может стать хорошей возможностью для России реализовать те преимущества, которые она получила после недавней ратификации в Госдуме пакета международных документов в сфере стратегической стабильности. Поскольку вопросы ядерного нераспространения тесно связаны с проблемами сокращения вооружений, у Москвы появляется возможность привлечь внимание большого числа государств к проблемам, вызывающим у нее серьезную озабоченность: в первую очередь, конечно, это касается планов США по развертыванию национальной системы противоракетной обороны, запрещенной Договором по ПРО 1972 года. Таким образом, заочный спор между Россией и Соединенными Штатами по этой ключевой на сегодня для нашей и глобальной безопасности проблеме впервые за долгие месяцы труднейших консультаций на эту тему выходит за рамки чисто двусторонних дискуссий. В принципе, это на руку Москве, поскольку объективно ее позиция в данной области выглядит гораздо более логичной и честной.
Открыло конференцию выступление генсека ООН Кофи Аннана. Примечательно, что сразу же после того, как он завершил свою речь, состоялась его встреча с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым, который возглавляет российскую делегацию. Это показательно в том смысле, что интерес к поднимаемым Москвой проблемам в ООН среди государств - участников Организации, чрезвычайно велик, - многие, в том числе и союзники Соединенных Штатов по НАТО, - осознают ту опасность, которой грозит слом Договора по противоракетной обороне.
Сегодня поздно вечером по московскому времени с подробным докладом о видении Россией всего комплекса проблем ядерной сферы и стратегической стабильности выступит и Игорь Иванов. Кстати, в день открытия конференции влиятельнейшая американская газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью Иванова под заголовком "Москва протянула руку Вашингтону", в которой основное внимание уделяется как раз проблемам Договора по ПРО. В частности, Игорь Иванов напоминает, что Россия прошла свою часть пути, ратифицировав пакет документов по договорам СНВ-2 и ПРО: "теперь слово за Соединенными Штатами". Министр также отметил, что развал Договора по противоракетной обороне имел бы разрушительный эффект домино для существующей системы ключевых разоруженческих соглашений. "Менялись бы условия, на которых были согласованы договоры СНВ-1 и СНВ-2. Даже с формальной точки зрения, - напоминает министр, - после выхода США из Договора по ПРО Россия оказалась бы не связанной своими обязательствами по сокращению стратегических вооружений, неминуемо встал бы вопрос и о дальнейшей судьбе Договора по ракетам средней и меньшей дальности, наконец, была бы сорвана разработка Договора СНВ-3, мир был бы ввергнут в пучину стратегического хаоса и непредсказуемости, мы опять вернулись бы в эпоху подозрительности и конфронтации". Иванов убежден, что подобные перспективы не прельщают никого в мире, тем более в России и США: "Наши страны слишком много затратили сил и средств, чтобы положить конец холодной войне и противостоянию".
Еще накануне, сразу по прибытии в Нью-Йорк, глава МИД РФ напомнил, что Москва не только на словах, но и конкретными делами демонстрирует свою поддержку сдерживанию расползания ядерного оружия. "То, что Дума несколько дней назад ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, - это еще один вклад России в укрепление режима нераспространения, - заявил министр. - Мы будем твердо выступать за укрепление всех принципов этого режима и за расширение сотрудничества на его основе. Я думаю, что подавляющее большинство участников этой конференции будет придерживаться такой же позиции".
В практическом плане рассмотрение проблем нераспространения на столь представительном форуме, в котором принимают участие на разных уровнях 187 государств, позволяет вновь обратить внимание на такую российскую инициативу, как создание глобальной системы контроля (ГСК) за распространением ракет и ракетных технологий. А это очень важно, поскольку данная инициатива является, по сути, реальной альтернативой идее создания НПРО, даже если принять на веру фантастическую американскую концепцию о существующей якобы ядерной угрозе со стороны таких стран, как КНДР и Иран. Преимущество этой российской идеи заключается и в том, что она - в отличие от планов создания НПРО - не только не противоречит существующим международным и двусторонним договорам, но и вообще не угрожает ничьим интересам. Примечательно, что в принципе Вашингтон не может сказать этой инициативе "нет", поскольку сам считает распространение ракет и ракетных технологий одной из серьезнейших проблем своей национальной безопасности. Однако и твердого согласия, естественно, не слышно, поскольку это лишило бы сторонников НПРО части аргументов.
На прошедшей 16 марта этого года в Москве первой международной встрече экспертов по вопросам ГСК собрались представители 45 стран. США лишь обозначили свое присутствие неформальным участием одного из сотрудников своего посольства. Остальные же государства относятся к возможности создания ГСК более чем позитивно, что добавляет нам шансов усилить влияние международного сообщества на США с целью убеждения их отказаться от планов развертывания НПРО. То есть, в отличие от американцев, мы не просто критикуем, но и предлагаем альтернативные варианты решения проблемы снижения ядерной угрозы в общем смысле.
Список российских аргументов на этом не исчерпывается. Нельзя забывать и о том, что еще в 1997 году президенты России и Соединенных Штатов согласовали параметры, в которых будут вестись переговоры по еще более радикальным сокращениям ядерных арсеналов в рамках Договора СНВ-3 - до 2-2,5 тыс. единиц (для сравнения Договор СНВ-2 предусматривает снижение численности боеголовок до 3-3,5 тыс.). Причем тогда в согласованном заявлении Бориса Ельцина и Билла Клинтона специально оговаривалось, что условием начала переговоров по Договору СНВ-3 является ратификация Госдумой Договора СНВ-2. Договор СНВ-2 уже ратифицирован, причем не только Думой, как того требует договоренность 1997 года, но уже и Советом Федерации. Почему бы не начать официальные переговоры по Договору СНВ-3? Американцы на этот вполне справедливый вопрос вразумительного ответа дать не могут. И это также замечают другие государства. Россия также, как подтвердил недавно Владимир Путин, готова рассмотреть возможность сокращения ядерных потенциалов до полутора тысяч боеголовок. Реакции из Вашингтона на это тоже пока нет. В общем, Россия пока выступает лидером в деле снижения глобальной ядерной угрозы, а США намерены внести пока лишь только такие изменения в существующую систему, которые подрывают основы стратегической стабильности.
Это, во-первых, желание развернуть национальную систему ПРО, оказаться единственной защищенной от ядерного оружия страной и получить таким образом возможность беспрепятственно диктовать свои условия на международной арене. Во-вторых, отказ сената США ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В-третьих, сохранение ядерного оружия за пределами национальной территории. В-четвертых, отказ отреагировать на мирные российские инициативы как в области сокращения вооружений, так и в сфере создания системы контроля за нераспространением. То есть фактически Вашингтон демонстрирует политику национального эгоизма, хотя постоянно декларирует обратное - заботу о глобальной стабильности и всеобщей безопасности.
Все эти проблемы будут подняты российской стороной не только на открывшейся конференции, которая продлится до 19 мая, но и в ходе визита Игоря Иванова в Вашингтон, где 26-27 апреля предстоят его встречи с президентом США Биллом Клинтоном, госсекретарем Мадлен Олбрайт, кандидатом в президенты от Республиканской партии Джорджем Бушем, представителями конгресса.
Нью-Йорк