БЫВШИЙ вице-канцлер и одновременно в течение семнадцати лет министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер относится к крупнейшим политическим фигурам Германии. Политик-"пенсионер", чье мнение в международных делах, однако, по-прежнему весьма авторитетно, сейчас редко апеллирует к широкой общественности и только по серьезному поводу. Уже поэтому не может не привлечь внимания его статья, появившаяся на днях в берлинской газете "Тагесшпигель". Тем более что в ней затрагивается проблема ядерного разоружения.
В этой сфере, отмечает автор, появилась надежда на дальнейший прогресс. Ее внушает, с одной стороны, ратификация Россией Договора СНВ-2, благодаря которой "Путин создал себе хорошую исходную позицию для встречи с президентом США Клинтоном", а с другой - готовность обеих сторон к переговорам по Договору СНВ-3. Но главное в статье ветерана дипломатии - предупреждение об угрозе благоприятному развитию, ибо "над всем этим нависает дамоклов меч американского намерения создать национальную противоракетную систему". По убеждению Геншера, желание Вашингтона "увязать переговоры о Договоре по ПРО, который исключает создание упомянутой системы, с переговорами о Договоре СНВ-3 весьма проблематично для политики ядерного разоружения как обеих великих держав, так и западного союза".
Резюмируя, Ганс-Дитрих Геншер пишет: "Для России по причинам, от которых нельзя заведомо отмахнуться, Договор по ПРО является неотъемлемой составляющей политики контроля над ядерными вооружениями. Что же касается европейской политики, то она испытывает большую необходимость в переговорах, коль скоро возникает ситуация, когда необходимо предотвратить отчуждение с Соединенными Штатами в области политики безопасности и помехи для динамичной политики ядерного разоружения". Иными словами, Геншер указывает на недопустимость возможного одностороннего решения США о национальной ПРО.
Немецкий политик призывает Запад не торпедировать готовность Москвы к заключению Договора СНВ-3 реализацией антиракетной программы не только из разоруженческого альтруизма. (Кстати, с ним согласен и видный представитель внешнеполитического крыла фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фридберт Пфлюгер, тоже предупреждающий против гегемонистских устремлений США и угрозы Договору по ПРО). Дело в том, что предполагаемое решение Вашингтона самым непосредственным образом затрагивает интересы безопасности Германии, да и других партнеров по НАТО. Совершенно очевидно, и на это специально указывает Геншер, что создание американской национальной системы противоракетной обороны, когда один партнер по НАТО имел бы особую защиту, а другие нет, означало бы отход от фундаментального принципа этого союза, требующего не допускать возникновения зон неодинаковой безопасности. Этот вопрос уже поднимался в дискуссиях восьмидесятых годов о стратегической оборонной инициативе (СОИ) Рейгана, вызвав ее неприятие многими союзниками США. Принципом равной безопасности мотивировалось тогда и согласие ФРГ на размещение американских ракет средней дальности. Теперь проблема возникает вновь.
Правительство ФРГ пока не высказывается открыто на эту щепетильную тему. Однако в ее связи в Берлине создана специальная группа в составе Михаэля Штайнера - внешнеполитического советника федерального канцлера Герхарда Шредера, Вальтера Штютцле - статс-секретаря Министерства обороны - и Манфреда Ишингера - статс-секретаря МИДа. Высокопоставленным чиновникам поручено сформулировать германскую позицию в отношении плана американской ПРО и как можно скорее согласовать ее с европейскими союзниками. "Время не ждет, - отмечает газета "Вельт", - потому что США намереваются создать противоракетную оборону независимо от согласия европейских партнеров", и на то есть уже соответствующая февральская резолюция американского сената.
Как известно, вашингтонские алармисты аргументируют необходимость создания национальной ПРО возрастающей угрозой ракетного нападения на США со стороны Северной Кореи и других государств вроде Ирака, Ирана и Ливии, которые в немецкой политической терминологии значатся как "негодяи". Германская разведка БНД подпевает в этом американцам. Недавно берлинский кабинет рассматривал ее доклад, в котором подчеркивалась "серьезно возрастающая угроза всеобщему миру" из-за "массивных вооруженческих усилий различных государств третьего мира" и распространения ядерного, химического и бактериологического оружия. Для вящей убедительности на сопроводительных картах обозначалась предполагаемая уже к 2005 году дальность полета ракет "негодяев". К этому времени, согласно прогнозам БНД, ракеты, к примеру из Ирака (хотя их создание там более чем невероятно из-за неусыпного контроля ООН), смогут обстреливать Берлин, Варшаву или Москву. А попутно, не без иронии детализирует "Шпигель", был обозначен покрывающий значительные пространства Европы круг радиусом в 4000 километров, достижимый для целей израильских ракет "Иерихон-2". Но из всего этого следует, как отмечают немецкие эксперты, что если и существует угроза ракетного нападения со стороны "государств-негодяев", то куда в большей степени для европейских союзников (в силу их географического положения), чем для самих США.
Для утешения европейцев Вашингтон через НАТО навязывает им так называемую программу расширенной ПВО. Франция и Англия отказались от участия в ней, полагаясь на собственное ядерное оружие, а большинство других союзников тоже уклонилось по финансовым и иным соображениям. Так что участниками проекта оказались только немцы, итальянцы да сами американцы. Речь идет o "Medium Extendent Air Defensе System" ("Миэдс"). Эта "расширенная система ПВО средней дальности" предназначается для замены устаревших американских же ракет ПВО "Хаук" и систем "Пэтриот". Изучив ее параметры, авторитетные германские эксперты по здравому размышлению пришли, однако, к выводу, что сей эрзац, несколько совершенствуя борьбу с ракетным оружием малой и средней дальности, совершенно непригоден для обороны от ракет "государств-негодяев", если всерьез рассматривать такой вариант событий. По сообщениям немецких СМИ, берлинский "Фонд наука и политика", в котором работают многие отставные офицеры люфтваффе во главе с генералом Германом Хагеном, рекомендует правительству не мешкая выйти из этого проекта под предлогом бюджетных трудностей, которые и в самом деле реальны.
Понятно, что негативное отношение к американским планам и предложениям в Германии неоднозначно. Несмотря на декларации зрелости и самостоятельности, в Берлине сильно сказывается традиционное равнение во всем главном на Вашингтон, отчасти связанное с упованиями на обеспечение преимущественного положения среди других союзников по НАТО. Проамериканские круги тоже выражают свои опасения, полагая, что красно-зеленая коалиция может уже только из-за былого афронта к СОИ негативно отнестись к новому американскому замыслу и склониться в этом вопросе к позиции Франции, которая отвергает любое нарушение такого основополагающего для международной стабильности документа, как Договор по ПРО. Ясно, что выбор, перед которым поставлена ФРГ, непрост, но его не обойти, поскольку проблема слишком важна.