ПРИМЕРНО в тот момент, когда Владимир Путин беседовал перед отлетом в Киев с королевой Елизаветой Второй, Белый дом сообщил, что Билл Клинтон посетит с визитом Россию 4-5 июня этого года и встретится с Владимиром Путиным. Впрочем, как сообщил РИА "Новости" заместитель главы администрации президента Сергей Приходько, сроки встречи лидеров двух стран "продолжают согласовываться". Но так или иначе два президента подтвердили ранее достигнутые договоренности о проведении российско-американского саммита еще до встречи "восьмерки" на Окинаве (то есть до 21 июля). Такая договоренность была достигнута в ходе состоявшегося на днях телефонного разговора Владимира Путина с Биллом Клинтоном.
Известно, что президент России любит неожиданные и резкие действия, но дело в том, что как раз в его международной деятельности никаких резкостей не наблюдается. Все достаточно предсказуемо и, более того, идет по расписанному плану - ведь у всех мировых лидеров свои программы. Международные контакты чаще всего проводятся регулярно, по принципу обмена визитами, хотя в случае с Россией все не так просто - в месяцы болезни Ельцина накопилось слишком много "внеочередных" приездов в Москву. Пока что традиция продолжается - предстоящий в конце апреля визит в Россию нового японского премьера также идет "сверх счета". Но иной раз условности можно и обойти.
Также бессмысленно искать в расписании Путина некую заранее запрограммированную символику типа "куда именно он приехал в первую очередь". Приезд в Минск, может быть, и несет символическую нагрузку, но скорее в оценках его общественностью и постфактум, а Лондон возник вовсе не потому, что Путин не хотел ехать, скажем, в Тегеран или Пекин раньше Великобритании. Все дело было в том, что англичане в лице министра иностранных дел Робина Кука в некотором смысле прозевали момент этой зимой, когда один западный дипломат за другим ехал в Москву. Поэтому, когда зашла речь о такой встрече, Москва предложила: пусть едет не министр, а сам премьер. Итогом стала встреча в Санкт-Петербурге, в свою очередь, итогом последней - визит в Лондон и многие другие явления европейской дипломатии, скажем, определенная ревность Бонна (см. ниже).
Вообще по первым же акциям Владимира Путина видно, что это не новичок во внешней политике. Так, позавчерашняя встреча его с королевой - не первая. Как отметил сам Путин, он был на приеме на королевской яхте во время визита Елизаветы в Россию в 1994 году, а также общался с принцем Чарльзом. С Биллом Клинтоном он встречался в Окленде (Новая Зеландия) осенью прошлого года.
Это, впрочем, не означает, что общение с тем же Клинтоном будет легким. Белый дом не намерен менять свою позицию, и переговоры с Россией по ПРО и новому Договору СНВ-3 будут продолжаться в прежнем направлении, о чем заявил в интервью газете "Вашингтон пост" представитель администрации Клинтона. Он умиротворял консервативно настроенных сенаторов, которые опасаются, что Клинтон на предстоящих переговорах с Владимиром Путиным будет вынужден согласиться на жесткие ограничения для новой системы ПРО.
В то же время Игорь Иванов, который сейчас собирается в Вашингтон, предлагает альтернативу, которую "если хотите, можно было бы назвать программой Путина". По его словам, Россия предлагает сразу же перейти к переговорам по СНВ-3 и выйти на дальнейшее существенное снижение уровня ядерных боеприпасов.
* * *
ОБЩЕИЗВЕСТНО, что среди европейских держав именно ФРГ была долгое время явным фаворитом в глазах Москвы. Еще перед президентскими выборами Кремль подчеркивал то значение, которое придается Москвой российско-германскому партнерству. По тем меркам российской дипломатии было бы логичным ожидать, что свой первый визит Владимир Путин нанесет в Берлин. Однако первым в списке оказался Лондон, что едва ли могло вызвать знаменитое "чувство глубокого удовлетворения" в германских кругах.
Естественно, что официальный Берлин старается не проявлять ревности. Однако более чем примечательно, как подают лондонский визит германские СМИ. Например, "Вельт" подчеркивает, что "визит Путина - риск для Блэра", хотя она едва ли написала так, будь он в Берлине. Немецкая пресса подробно описывает не столько содержание переговоров, сколько прочеченские выступления на улицах, голоса из рядов консервативной оппозиции, которая назвала прием у королевы "неуместным". Упомянутая газета подробно приводит высказывания теневого министра иностранных дел тори Френсиса Мода, который предлагал предъявить российскому гостю нечто вроде ультиматума.
В Берлине весьма тщательно регистрируют готовность Блэра к "новому началу" в отношениях с Россией. Отмечается и высказывание статс-секретаря британского МИДа Кейта Ваза о том, "что очень важно, чтобы мы с самого начала приняли участие в установлении крепких отношений с Москвой". Мюнхенская "Зюддойче цайтунг" обращает внимание на то, что стороны договорились ежегодно проводить встречу на высшем уровне, а также на предложение Блэра стать посредником между Вашингтоном и Москвой в урегулировании вопроса о договоре по ПРО. Любопытно, побудит ли все это Берлин к активизации своей политики на московском направлении?